РОССИЯ И СИНАЙ. ЦАРСКИЕ МИЛОСТИ
В 1558 году царь Иоанн Васильевич,
вошедший в историю под именем Грозного, отправил с посольством из
Москвы Восточным патриархам - Иоакиму Александрийскому, Герману Иерусалимскому,
Иоакиму Антиохийскому, - а также ко Гробу Господню и в Синайский монастырь
несметные дары: на тысячи золотых «рухляди» - церковной утвари, облачений
и соболей, собольи шубы на бархате, шелковый, золотом шитый покров на мощи
святой Екатерины, - иконы и сотни золотых рублей. Дары посылались в ответ
на прошение Александрийского патриарха и игумена Макария, доставленное
тремя синайскими старцами, о милостыни на восстановление монастыря. Архидиакон
новгородского Софийского собора Геннадий и купец Василий Позняков с сыном
и свитой, снабженные царскими письмами к государям и предстоятелям церквей,
отбыли через Смоленск в Литву, оттуда в Царьград и Александрию. Геннадий
умер в Царьграде, а Позняков, претерпев многие мытарства, потеряв от лихоимства
уже самых ближайших литовских соседей шесть сороков (двести сорок) соболей
и много денег, ровно через год добрался до Александрии и был с почестями
принят патриархом.
Почести эти были столь велики, что патриарх
отправился с нашими паломниками сначала в Каир, а потом на Синай во исполнение
просьбы русского царя:
«...Ты бы, отче, сам и во всем своем архиерействе и в Синайской горе
велел молити Бога и Пречистую Его Матерь и всех святых о нашем здравии
и о сохранении, и о моей царице Анастасии и о наших детях царевичех Иване
и Феодоре и о всем православном християнстве».
Наняли они верблюдов, разместились по двое
по сторонам горбов; возложили на верблюдов сто шестьдесят пудов царских
даров, своей провизии и воды в кожаных мехах и через двенадцать дней перехода
по пустыне прибыли в монастырь. Архиепископ Синайский, священноиноки и
вся братия с крестом на блюде за полверсты встречали патриарха и послов,
обнимали их со слезами радости. А Василий Позняков оставался там двадцать
дней, отпраздновал день святой Екатерины, всем святыням поклонился, восходил
на верх Синайской горы и горы Святой Екатерины, где на царские деньги позже
должна была быть построена церковь, посетил пещеру Иоанна Лествичника и
Раифу с пристанью индийских кораблей, все запомнил и описал.
Это на четверть века предварило путешествие
купца Трифона Коробейникова: не вымолил патриарх у судьбы царевича Иоанна,
и казнимый совестью Грозный царь снова послал на Синай богатую милостыню,
но уже на помин души убиенного сына. «Хождение купца Василия Познякова
по святым местам Востока» позже было приписано Коробейникову и под его
именем распространялось до прошлого века, когда были опубликованы ранние
списки и изданием Православного Палестинского общества восстановлено авторство.
С XVI до XIX века все значительные средства
на содержание монастыря поступали из Молдавии и Валахии, где были огромные
земельные владения, завещанные государями и частными лицами Синайскому
монастырю, а также из России. Жалованная грамота великого Государя царя
Михаила Феодоровича от 1630 года, данная синайскому архимандриту Исайе,
позволяет синаитам сбор милостыни в Московском Государстве каждый четвертый
год. Грамота великого Государя Алексия Михайловича от 1649 года, тоже данная
в Москве синаитам, разрешает посылать иноков за милостыней на Русь в каждый
шестой год. В другие времена они собирали деньги и в каждый третий год,
и ежегодно.
А жалованная и милостивая грамота Великих
Государей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и царевны Софьи Алексеевны
от 1689 года свидетельствует, что «в прошлом году архиепископ Иоанникий
присылал к их Царским Величествам архимандрита Кирилла бити челом, дабы
мы. Великие Государи и Наше царское Величество изволили тое святыя Синайский
горы и всем в ней обретающимся монахом, а наипаче монастыря Пресвятыя Богородицы
Неопалимые Купины быти строителями и обладателями, яко новии и блаженнии
вместо царя Иустиниана ктиторы, и приняли бы в наше Государское защищение
то великое и Божественное сокровище... и дабы от нас Великих Государей
присылать в ту святую обитель иеромонахов и монахов, да будут с ними вкупе
Бога молити. И мы... по их челобитью в призрение свое Государское тое святую
гору и монастырь Пресвятыя Богородицы Неопалимыя Купины для единые благочестивые
христианские веры принять изволили... и указали им по сей нашей царского
величества жалованной грамоте в Московское государство присылати к нам
бити челом о милостыне в другой год».
Монастырь, за обладание которым веками боролись
Александрийский и Иерусалимский патриархи, предлагал русским Государям
быть его «строителями и обладателями»! Но почему-то ничего не последовало
за этим, кроме милостивой грамоты и новых даров...
Во второе путешествие в Синайский монастырь
епископ Порфирий списывает дарственные тексты на кованой раке, пожалованной
для мощей святой Екатерины Петром Великим; перечисляет вывезенные московские
иконы, серебряные дароносицы.
В середине XVIII века в Киеве было даже подворье
монастыря Святой Екатерины, позже сгоревшее.
В XIX веке правители дунайских княжеств постепенно
захватили монастырские земли, леса и строения. Богатый монастырь пришел
в такой упадок, что едва хватало средств на содержании братии, обветшали
стены крепости и келлий. Но никогда монахи не обращали в деньги драгоценные
дары, церковные сосуды, кресты, паникадила, лампады, оклады или облачения,
присланные в святое место на помин христианских душ, - в давние века во
время нашествий иноверцев их отнимали вместе с жизнями монахов.
Потом Бог хранил синаитов и посвященные Ему,
освященные Им сокровища, - после сарацинов всеобщее ограбление церквей,
сопровождавшееся массовыми казнями священства, монашества и народа Божьего,
повторил только вождь мировой революции, но уже в нашем веке и в наших
пределах.
С тех пор русской церкви нечего было подарить
монастырю на Синае. Но монастырь по-прежнему принимает русских паломников,
утоляя их жажду из колодцев величайших пророков Моисея и Илии, одаривая
любовью и животворной силой всех сохраненных за два тысячелетия священных
ценностей.
<..............................................>
_____________________________________________________________________________________
|