«КАРАМЕЛЛА! КАРАМЕЛЛА!»
По благословению Владыки отец Павел
ведет меня и молодую паломницу-гречанку Кириаки к преподобному Иоанну Лествичнику.
Отец Павел в подряснике и длинном жилете, с рюкзачком за плечом идет впереди,
изредка оборачиваясь и ожидая нас. В монастыре он один из двух священников,
служащих череду. Другой, уже старенький отец Адриан, отслужив две недели,
уходит за гору в свой скит Галактиона и Епистимии. А отца Павла в свободные
от богослужений часы я часто вижу в саду - в той же скуфье, высокий, худой,
с порывистыми движениями, он то поливает из шланга грядки, осыпая их веерами
брызг, то подпиливает и обрубает сухие стволы или ветки. И даже сверху
и издали - а я вижу его от ограждения площади перед монастырем, ниже которой
развернута длинная панорама сада, - кажется, что он с азартом отдает нерастрачен-ные
силы возделыванию сада.
За площадью с витринами магазинов поселка
Санта-Катарина, за его окраиной, дорога поворачивает в ущелье, противоположное
долине Леджа: отец Павел останавливается и показывает взглядом - там, между
крутыми срезами гор, за высокими итальянскими тополями в роскоши золота
и зелени - монастырь Сорока мучеников.
Спускаемся по осыпающейся каменистой дороге
между склонами, по которым разбросаны дома бедуинов. Двое мальчишек выглядывают
из-за низкой ограды и вдруг стремглав, с каким-то воинственным пронзительным
кличем кидаются наперерез: «Карабелла! Каравелла!». И вот уже с другого
склона несется орава детей с тем же ликующим воплем и окружает нас.
Отец Павел развязывает рюкзак: появляются пачки фломастеров, блокноты,
тетрадки, карандаши. Все это мгновенно исчезает за пазухой или в карманах
маленьких бедуинов, снова протягивающих темные ладошки. Дети лет от пяти
до двенадцати прыгают вокруг него, кричат, когда он вынимает из рюкзака
горсти конфет в ярких обертках, толкаются, каж-дый старается выхватить
конфеты первым: «Карамелла! Карамелла!», и еще какое-то арабское слово
выкрикивают они порознь и вместе.
Отец Павел, поворачивается на мгновение -
лицо оживленное, с выражением радостным и смущенным:
- Знаете, что они кричат?! - «Я не брал! Я
не брал!»
Он опускает руку в рюкзак, достает пригоршни
конфет.
«Карамелла!» - доносится со склонов впереди,
и прежняя орава пополняется новыми бедуинчиками, самые маленькие дергают
за полу подрясника, чтобы обратить на себя внимание, те, кто повыше, хватают
отца Павла за руку, и все кричат: «Я не брал!»
Кириаки, с прямыми, до плеч, золотыми волосами,
с ласковым выражением карих глаз под золотыми ресницами, переводит медленный
взгляд с детей на отца Павла, на меня:
- Здесь вокруг очень бедные селения... У детей
ничего нет...
Так мы и продвигаемся в глубь ущелья, через
каждые метров двести попадая в окружение и выбираясь из него ценой малого
выкупа, доставляющего отцу Павлу нескрываемое удовольствие: для того он
и нес за плечом рюкзак, как Санта Клаус. Ему лет пятьдесят пять, в густой
нестриженной бороде еще нет седых волос, оживле-ние делает моложе его лицо
со светлыми улыбающимися глазами.
- Очень бедные селения... - повторяет он.
- Непонятно, чем живут...
И обрывается, словно наткнувшись на отсутствующее
выражение моего лица, которого я до этого не осознавала. А мне вдруг вспомнились
нищие, появившиеся на наших улицах и вокзалах, женщины с грудными детьми,
сидящие в жидкой весенней грязи на ступеньках в метро, старушки, низко
повязанные платком, низко склонившиеся над протянутой дрожащей ладонью...
- и это после новых долгожданных и громко возвещаемых преобразований.
Вспомнилось где-то опубликованное письмо:
мать - пьяница, отец в тюрьме (или наоборот), бабушка-инвалид осталась
с двумя маленькими детьми, утром они плачут: «Бабушка, дай каши!», а она
отвечает: «А у меня нет»...
И еще вспомнились наши ребятишки на Казанском
вокзале, робко, с затаенным ожиданием в глазах обступившие группу веселых
туристов из Германии, разламывающих для себя плитки шоколада, - дети победителей...
Многие из них и не видели таких блестящих карамелей.
Не станет ли наш народ беднее бедуинов, если
Бог превращает реки в пустыню и источники вод - в сушу, землю плодородную
- в солончатую, за нечестие живущих на ней?..
<..............................................>
____________________________________________________________________________________
|