ПРОДОЛЖЕНИЕ ПАСХИ
Большая карта Патмоса на фоне Эгейского
моря вот уже полтора года висит у меня на стене - одна из моих любимых
карт континентов, морей, архипелагов в океане, звездного неба. Остров причудливо
изрезан заливами, с высоких перешейков я видела их на западе и на востоке
одновременно. Разбросанными по горам и долам крестиками отмечены главные
церкви, - всего же их так много, что никто не мог назвать точное число:
столько же, сколько дней в году, около четырех сотен.
Пунктиром я обозначила свои пути - вдоль дорог,
без дорог через горы к этим затерянным церквам и кафизмам, по всему побережью.
А крестик на береговой дуге Кипоса, залива Садов - это мой скит. На некогда
безводном острове старец Амфилохий искал воду и нашел ее здесь в изобилии,
монахи выкопали колодцы и посадили смоковницы, груши, гранаты - на карте
залив и долина названы Садами Преподобного.
Долина обведена полукольцом гор, на их вершинах
- вдали Великий монастырь, поближе - Благовещения; прямо над моим скитом
церковь отца Александра. Рядом с ней - древняя, под византийской шлемовидной
крышей Панагия Грава с соснами, эвкалиптами, виноградниками и кустами роз
за каменной оградой, мимо которой я всегда поднималась по крутой тропе
к перевалу. С обрыва высотой метров в двести открывается захватывающий
дух вид на море и плывущие вдали острова. А в купах деревьев под горой
можно рассмотреть белую башенку скита, куда из любой точки мне хотелось
поскорее вернуться.
О Панагии Грава и ее обитателях - поколениях
монахов, выстроивших ее и вырастивших на горячих камнях сад, как и о многих
других кафизмах и монастырях я еще не успела написать. И не потому только,
что после возвращения в Россию понемногу истаял светлый покой, осенявший
мой скит у моря. Прожитое на священном Патмосе неисчерпаемо, как не исчерпана
словами и благодарная память о прежних паломничествах, странствиях и плаваниях.
До сих пор я вижу, как вместе с Григорйей
мы впевые вошли в сухую тьму жилья, пустовавшего двадцать пять лет, открыли
ставни. Окно распахнулось в закат - расплавленный диск опускался над островом
Икария, заливая необъятную синеву медным блеском. Внизу под окном все еще
цвела герань, и смоковницы у ограды погружались в подсвеченные сумерки.
Я обвела взглядом темные балки потолка, пустую
комнату, стены с обвалившимися кусками штукатурки. Электричества в доме
не было. Не было никакой мебели, кроме забытого столика, никакой посуды.
- Жить можно, - выговорил Симеон с полувопросом,
- крыша есть... Но наверное, отцы лет двадцать сюда не заглядывали и представляют
дом по-другому...
А у меня не возникло сомнений. Много лет мне
снилось огромное светоносное пространство воды, иногда его отделяли от
меня какие-то мосты, переходы, иногда оно подступало к самым окнам; всеми
силами души я жаждала погрузиться в эти живые воды, но что-то всегда их
заслоняло, отдаляло. И так же давно ждала я погружения в безмолвие. Ни
на один день я не хотела покидать скит из страха, что его отнимут, отправят
меня в другой, по общему мнению, более пригодный для обитания.
Ложе устроили из досок, подняв их на метр
над полом и укрепив на выступающих балках в стене. Григория вымыла пол.
Уже в темноте, проводив Симеона, она вернулась с ведром родниковой воды,
- в моих колодцах вода застоялась и для питья не годилась. Принесла Григория
подушку, одеяла, со счастливой улыбкой извлекла из пакетов свежий хлеб
и овечий сыр.
А когда и она ушла, я поднялась на плоскую
крышу. Каменные стены моей комнаты продолжала надстройка, - потому эту
часть дома и называли башней - Пиргос. Ее крыша приходилась вровень с основанием
небольшого купола - церковка под этим куполом и вся другая половина скита
отделялась глухой стеной и теперь была заперта и необитаема.
Вскоре две причудливые тени проследовали вверх
по извилистым тропам вслед за огоньками фонарей - это Григория со своим
отцом Васосом взбирались на ослах в Хору. На всем погруженном во мрак берегу
с его заброшенными садами я осталась одна.
Надо мной уже сиял сонмами звезд небесный свод
с бледным разливом Млечного Пути и знакомыми по другим морям и широтам
созвездиями. Как ангел-хранитель с огромными в размахе крыльями, летел
в опрокинутой синей бездне Лебедь, неизменно паривший надо мной во время
переходов через Тихий и Атлантический океаны. Опускался в море прозрачный
парашют Волопаса. Дельфин, играя, вынырнул из неземной высоты. Чисто и
драгоценно сверкал в ней венец из семи звезд Северной Короны. И звездным
светом призрачно светилось пустынное пространство моря, огражденное черными
силуэтами береговых скал.
Позже площадка рядом с куполом, напоминавшая
верхний мостик на больших судах, стала местом моего постоянного пребывания
на закате и в начале ночи. Их сияющая мгла, безмолвная торжественная красота
отстаивалась в душе небывалым покоем.
Море даже в глухую тьму светилось изнутри
мириадами малых жизней. Они на мгновение вспыхивали вокруг, окружали синим
мерцанием мое тело, когда я уплывала от берега, и угасали в глубине, оставляя
впечатление тайны.
Между тем, из монастыря святого Иоанна Богослова
через несколько дней Григория с отцом доставили на ослах мой багаж. К нему
были добавлены два плетеных стула, постельное белье, газовая плитка и кое-какая
кухонная утварь, свечи, канистра с оливковым маслом - все насущное.
Раза два в неделю на раннем рассвете я проходила
несколько километров сначала в гору, потом с горы в Скалу, за хлебом и
продуктами, которые могли храниться в тяжелый зной без холодильника, а
возвращалась уже по жаре.
Питьевую воду Григория черпала для меня из
своих глубоких колодцев преподобного Амфилохия. Ни я по-гречески, ни она
по-английски или тем более по-русски ни слова не понимали, но легко объяснялись
знаками. С утра до вечера эта кудрявая тридцатилетняя гречанка в выгоревшем
халате и широкополой соломенной шляпе под палящим солнцем вскапывала, пропалывала,
окучивала, поливала пересохшие грядки. При редкостной душевной щедрости
и достаточной привлекательности она и замуж не вышла, наверное, только
потому, что у нее не оставалось ни сил, ни времени на личную жизнь. Но
каждый день она успевала забежать ко мне или оставить у двери в плетеной
корзинке свежие плоды своих трудов, - по мере их созревания мой стол украшали
то помидоры и огурцы, то арбузы и желтые дыни.
Потом
на лопастях огромных кактусов у моей ограды стали наливаться
оранжевым, багровым соком колючие сладкие плоды. И под узорными листьями
смоковниц появилось множество дымчато-синих подвесок.
Каждое воскресенье на рассвете я поднималась
по козьим тропам и уступам скал в монастырь Благовещения. На литургии прекрасно
пел женский монашеский хор. Духовник монастыря, сменивший старца Амфилохия
архимандрит Илия, после Патмосской школы много лет назад окончил Парижский
Богословский институт, и еще не забыл русский язык. Иногда он говорил со
мной о молитве, о монашестве как скорбном и блаженном пути к святости.
Вспоминал архимандрита Киприана Керна и других своих наставников, знакомых
мне по их книгам или нашим встречам в Париже, - и я с тайным удовлетворением
отмечала, что сильные волны русского религиозного рассеяния достигли и
этих берегов.
Едва ли не каждую неделю праздновали престол
в каком-нибудь большом или малом монастыре, в одной из четырех сотен церквей.
На торжество прибывал епископ Исидор - высшая духовная власть на Патмосе
- со свитой священников в расшитых облачениях. А православный народ собирался
со всего острова - ехали на машинах, на ослах, приплывали на катерах, шли
пешком, неся по горным тропам детей и корзины с сыром и виноградом. В белых
полотнищах приносили невиданный артос - круглые свежие хлебы, метровые
в диаметре, золотистые на изломе, с медовым привкусом и зернышками тмина,
- укладывали их посреди храма один на другой, высоким столпом.
В церкви не вмещалась и малая доля прихожан,
молились под открытым небом. И над раскаленной каменистой землей, бесплодной
или возделанной их руками, далеко разносились богослужебные песнопения,
истово пропетые сотнями голосов, но единым духом.
Потом выносили столы и скамьи в тень с веющими
запахами эвкалиптов и хвои, выставляли запотевшие кувшины с водой и вином,
большие блюда с горками сыра, пирожков, фруктов. Священники благословляли
народ и раздавали крупные ломти освященногр артоса, - с него начиналось
всякое застолье.
Казалось, что литургия на Патмосе никогда
не кончается, а только переходит из селения в селение, из монастыря в скит,
постепенно обтекая весь остров, освящая его и снова начиная годичный круг
церковных праздников. А в монастыре Иоанна Богослова служили ее каждый
день.
После двух недель благословенной тишины мой
пустынный затвор стали нарушать нечаянные гости, не устрашенные крутизной
спуска и подъема по тридцатиградусной жаре. Забрели две женщины - врач-психиатр
из Голландии и пианистка, навсегда покинувшая Баварию ради прелести островного
жития. Компания из шести французских студентов, попросив воды, часа три
просидела под сенью моей смоковницы. Диакон Симеон, передававший мне через
Григорию то иконки и книжки, то гостинцы из монастыря, однажды прислал
их с преподавателем Петербургской духовной академии, а через день тот вернулся
вдвоем с историком религий из Эссекса...
Со всеми этими столь разными людьми, и со
всеми, кто встретился мне в монастырях, мы говорили о Боге, о скитаниях
и обретениях души на путях к Нему. И с сыном правнука последнего императора
и графини Шереметьевой, - князем Николаем Романовым, который с женой-итальянкой
и друзьями отправлялся в плавание на яхте по греческим островам. И с украинкой,
«продавшейся в рабство» - завербованной в домработницы в Грецию и оставшейся
без языка и без денег.
В монастыре собрали ей деньги на обратный
путь и даже крестили ее в водах залива Кувари. Хор монахинь пел на берегу,
ветер относил лодку с отцом Илией и гасил свечи. Растерянная, испуганная
пятидесятилетняя Светлана в длинной холщовой рубашке шла в воду, как агнец
на заклание. Ничего не понимала из читаемых над нею молитв, хваталась за
веревку, которой удерживали лодку с берега, боялась утонуть, хотя воды
было по пояс, вдруг приговаривала совсем некстати: «Я и плавать-то не умею».
И плакала от счастья, когда все благополучно закончилось, а собравшиеся
отметить ее обращение в рабу Божию поздравляли ее и угощали восточными
сладостями... Это крещение в море осталось одним из памятных таинств тех
светлых дней.
По утрам я просыпалась от дальнего звона колокольчиков
- это пастух по склонам гор вел стадо коз куда-то, где еще не выгорели
травы.
Потом ослепительным сиянием света разливалось
над островом благословение Бога Живого.
Святые старцы, монахи и Григория с их духовными
и земными дарами были проводниками Его любви, встречные - Его вестниками.
В смене красок и состояний моря отражались Его бесконечность и красота.
Землю и море я видела здесь как единое освященное
пространство, как храм, сотворенный и дарованный, чтобы мы преобразили
жизнь в священнодействие. На Патмосе это совершалось с такой праздничностью,
как будто и правда все еще длилась Пасха, прообразуя обетованное воскресение
наших душ.
<........................................>
_____________________________________________________________________________________
|