АЛЕКСАНДР КОБРИНСКИЙ

БЬЮ В КОЛОКОЛ

Прозрачный август будто на меду,
Даль на подъеме облицована прохожими;
Понять бы мне, чем улица встревожена
И час предчувствовать, когда с ума сойду.
Ну а еще понять бы облака,
Понять бы ласточек – они всегда в полете;
Попробовать хочу, в конечном счете,
На вкус ту истину, которая горька.
Я к парку поднимаюсь по холму,
Шагаю мимо университета...
Сказал мне врач – молочная диета! –
Она полезна сердцу моему;
Но и сегодня к часу дня я пьян,
Себе в жару я думать запрещаю,
Я у забора сладко засыпаю –
Лекарством пахнет ласковый бурьян.
Я вижу сон, что на вулкане сплю,
Что он на город лаву извергает,
Мне этот сон быть трезвым помогает –
Спасти пытаюсь тех, кого люблю:
Бью в колокол! – стараюсь быть во сне,
Явь обхожу – боюсь, что опьянею;
Я не во сне быть трезвым не умею,
Я пробовал, но хуже было мне.
Лоб стал холодным – смахиваю пот –
Момент благословенный! – просыпаюсь –
Мой страх исчез – я небу улыбаюсь –
ничейности: она – прозрачный лед...
Вдруг сон и это? – так или не так? – 
Кто мне ответит на вопрос? – «Ракета»
Све-ррр-нула к п-ррр-истани... 
За гранью па-ррр-апета 
На «ррр» развернуто колышется газета
«Известия», тампон и сигарета,
Огрызок яблока и фантик «Красный мак». 

                                                    1965

 
ПИРОСМАНИ
1

     У одного из работников железной дороги была вполне солидная фамилия – 
Пиросманишвили. Он работал проводником. Выполнял служебные обязанности честно 
и добросовестно, но произошло непредвиденное – полюбил замужнюю женщину, притом 
княжну. Безответная любовь привела к алкоголю. Администрация железной дороги тут же сократила число своих добросовестных работников. С тех пор у Пиросманишвили 
укоротилась фамилия. Его стали называть Пиросмани. Увлечение княжной и чачей довело бывшего железнодорожника до белой горячки. В состоянии очередного опьянения он на последние деньги купил у старьевщика дерматин черного цвета, палитру, краски и кисть.
     Голодный, никому ненужный; с покупками, которые для него самого были странными, проснулся  Пиросмани возле журчащей Куры. Вспоминая сумасшедший вечер, потащил 
он себя и свои покупки в ближайший духан. Там  его встретили смехом, а хозяин духана 
сказал – литр чачи, если нарисуешь барана! Так Пиросмани стал великим художником. 
И тут же у него более прежнего укоротилась фамилия – его стали называть Пиро.
 

2

Ходят сплетни –
Спился Пиро.
Я сужу о том иначе –
Кто ночлега не имеет,
Тот не может жить без чачи –

Холодно.

Добрый люд хотя и беден,
Злой духанщик не внакладе.
Дайте Пиро Бога ради
Опрокинуть на похмелье 

Рог.

Нарисует волка Пиро,
Пиро пир вам нарисует –
За медяк продаст картину
И опять переночует
Там, где отказали

Ноги.

На ночь, чтоб не простудиться,
Горло полоскал он чачей –
Вновь ему княжна приснится.
У Куры, как на перину,
Он упал на склон пологий –

Пьян.

Отяжелели руки.
Пахнут звезды валерьяной.
Желтый диск похож на чучело –

Обезьяны.


     Мне посчастливилось. Зал Пиросмани был открыт. Люди приходили и уходили. 
Одни смотрели молча, другие морщились и даже фыркали. Ни одного равнодушного 
лица. Шепот двух  девиц: мазня, гениально, отсутствие школы, упрощенная символика, 
добро и зло, плоская философия. Служители напомнили – пора уходить, музей 
закрывается. Я спустился к Куре и присел на прибрежный валун. Армия туристов. 
Искать гостиницу летом – занятие почти бесполезное. Спать я решил в пещере, которую 
нашел случайно, исследуя окрестности с единственной целью – убежать от жары и 
толчеи.
     Освещая гладкие стены (создавалось впечатление, что они отшлифованы наждачной 
бумагой) я медленно и осторожно передвигался на шум, исходящий из глубины. Мне 
казалось, что там шумит подземный родник, но чем дальше я удалялся от входа, тем 
явственнее становилась человеческая речь.
 

Торгаши
болваны
столпились у надписи
БЪДНАЯ С ДЕТАМИ
неграмотный
здорово я подкинул им эту утку
я ушел от вас навсегда
сегодня я усну трезвым
духанщик подлец
в бутылке вода
назойлив как обезьяна
а вы инфантильны
офицер
продолжайте
не со мной
с кем угодно 
спокойной ночи княжна
это не слова
это ваше окно
ваш альков
ваш муж
его затылок
его уши
его лысина
и рогатая луна
и улыбка слепого 
круглая
как у макаки!


    Фонарик светил ярко. Поводя им  из  стороны  в сторону, я убедился, что зашел в 
тупиковое ответвление пещеры и что здесь, кроме летучих мышей, никого нет. Но голос, 
который я так отчетливо продолжал слышать, свидетельствовал о противоположном – 
в пещере кто-то был.
    Высветив неглубокую нишу, я  не спеша, осторожно, затаив дыхание, на цыпочках 
приблизился и, выключив фонарик, прижался спиной к спасительному углублению и 
замер, прислушиваясь к говорящему – он произносил слово в слово, как заведенная 
пластинка, тот же самый текст, который я слыхал от него минуту назад. Нервное 
напряжение мое было таковым, что стены начали светиться и я увидел людей. Они 
стояли в таких же нишах, как и я. У каждого на голове фуражка железнодорожника и в 
вытянутой руке флажок. Я попытался сойти с места, но не смог. Будто прирос. Двигались 
только глаза. Глянув искоса на свою руку, я увидел флажок и в ней. Какая ужасная 
галлюцинация! Это мне снится или происходит со мной наяву? Как проверить? 
Я попробовал пошевелить губами. Это мне удалось. Шевелились. Здесь есть кто-нибудь? – спросил я и говорящий тут же умолк. В наступившей тишине я услыхал свист 
приближающегося паровоза. Я увидел ослепительный свет его фары, похожей на глаз чудовищного циклопа. В центре пещеры (но никак не тоннеля) блестели рельсы. Ударял 
ветер. Мчались вагоны. И товарные, и пассажирские. На каждом лозунг. Несмотря на 
огромную скорость – прочитывалось:
 

Вся власть…
Долой…
Пятилетку…
Догоним и пере… 
Коммуне…
Смерть фа…
Родину…
Наверстаем…
Все на поля…
К победе…


     Вагоны мчались. Ти-та-та,  ти-та-та,  ти-та-та – пели колеса. Мои глаза слезились. 
В моей руке трепетал зеленый флажок! 

                                                                                                                             1976
*  *  *
Падал мне на голову
тополевый пух.


Соскучились
по дождику
и клевер
и лопух.
Ковырял я гравий
веточкой сухой –
вот и все что было
в этот день со мной.

                   1996 

*   *   *
Слитно со стадом овечьим и всплесками криков плывут 
мимо жизни моей каждый день пастухи-бедуины – 
пелена слюдяная над ними, а присмотришься – неба лоскут, 
на табличку похожий пустую из красно-коричневой глины – 
стерла с умыслом клинопись древнюю злая рука супостата 
и в далях с тех пор затерялся немыслимых мой Трапезунд – 
семь футов под килем и галсы моего неземного фрегата 
без якорей моих пальцев, что здесь погружаются в грунт. 

                                                                            2002

*  *  *
есть ли 
ад 
вот здесь 
под нами? 

му ли тами 
не клевами 

есть ли 
путь 
куда идти? 

аж до взути 
не мути 

есть ли 
в этом мире 
Бог? 

бубль вертит 
приколог. 

      11.09.2002
 

ТА-ТА ЛУ-ТУ  МА-ТА ТУ-ТУ 

Не завод, а шарашка; 
Не завод, а шарашка –
в каждом городе было такое. 
И Степан, 
и Иван, 
и, понятно, Абрашка 
шли к станку 
воевать – 
шли к станку 
догонять 

С 
Ш 
А, 

находясь в мезозое. 

Частил молоточком 
веселый кузнец, 
ухал молотом 
злой подмастерье –
было в кузнице жарко,
было в кузнице жарко, 
но народов отец, 
но народов отец
неустанно
маячил 
над дверью.

А еще тот кузнец 
писал стихи, как Бог на душу положит –
не так,
чтобы размер 
хоть какой-нибудь соблюдать, 
а так, как писалось –
как моглось, 
как моглося, 
сталося, 
началося, 
спеклося. 
Он любил слова на «ся» заканчивать,
а еще – ни к селу, ни к городу –
появлялись у него в строчках 
какие-то Нетяммочка и Неиммочка;
а ежели не они, 
то еще более непонятная тать – 
мать ее перемать. 

И помещал он эти стихи на фанерную доску –
стенгазетой она у него называлась, 
и после работы смотрел минуты две-три 
на собственные каракули, 
написанные вкривь и вкось
(не достиг обязательного образования)... 
И после короткого, 
но глубокого созерцания,
отправлял скуластого молотобойца 
в ближайший киоск 
и в кузнице немедленно собиралась 
со всех цехов трудовая интеллигенция. 
И напивались не так, чтобы до упаду, 
но чтобы дома, хоть как-то, с женами было до ладу. 
А кузнец ночевал в кузнице – 
начальство ему дозволяло 
по причине того, что был он прирожденный умелец –
не то, что блоху мог подковать, 
но даже вот этих непонятных никому –
Нетяммочку и Неиммочку –

иммочку их переиммочку! 

В шесть часов утра кузнец разжигал горнило, 
в шесть тридцать приходил скуластик 
и зачумленное помещение оживало в полную силу. 

Та-та лу-ту 
вызванивал молоточек 
и молот басил –
ма-та ту-ту! 

                                                                      2002

ЗАКЛЯТИЕ ПЛАЧЕМ
                               «Заклятие смехом» написано 
                                           в 1908-1909 гг. В. Хлебниковым 

Ой, расплачьтесь, плакальницы! 
Ой, заплачьте, плакальницы! 
Како плачут плачами, плаченствуя плачльно, 
Ой, плачеяльно плачьте! 
Ой, плачльниц плачельных – плач уплчно плачущих! 
Ой, исплачьтесь расплачевно, плач надплачных плачачй! 
Плчейво, плачйво, 
Уплач, оплач, плчики, плачхи, 
Плченьки, плачнчики.
Ой, расплачьтесь, плачехчи! 
Ай, расплачьтесь, плачач

                                                                     2003
МО... 

Смотрел он, уставившись в одну точку, 
обхватив ладонями голову, 
упираясь локтями в стол –
в тот день, когда распускались листочки 
и слепо прибой колотился об мол. 

И когда, пошатываясь, может быть, от усталости 
или, может быть... 
«...может быть... ...может быть... ...мо... 
ты жила... десять лет со мной из-за жалости 
стерва... твоими... твоими сосками 
дышит 
в шкафу 
твое 
кимоно». 

И продолжала... ...гореть на столе лампа –
освещать книгу и корешок чека... 
и продолжала она гореть... ...и пели в саду соловьи, 
и забрезжило, и – 
у лежащего на полу человека, 
поползли – из ноздри в ноздрю – муравьи. 

                                                                 2003

____________
<...........>
<
_____________________________________________________________________________________________