Гвидо Ковальканти
(вступительное слово переводчика Ю. Юсима)
Гвидо Кавальканти (1255-1300) - известнейший
из поэтов «сладостного нового стиля», стоявших у истоков итальянской литературы,
старший современник и друг Данте. Он родился и жил во Флоренции, принимал
деятельное участие в борьбе политических партий (с 1284 г. входил в состав
Большого совета коммуны, в 1293 г. вместе с другими грандами лишился права
занимать государственные должности. Будучи одним из вождей «белых» гвельфов,
враждовал с главой «черных» Корсо Донати - оба противника покушались на
жизнь друг друга). В 1300 г. вследствие волнений Кавальканти, как и другие
предводители соперничающих партий, был выслан в Сарзану, где заболел малярией,
от которой и скончался 29 августа того же года.
Гвидо Кавальканти оставил несколько десятков
стихотворений, проникнутых как лирическими, так и политическими мотивами.
Самое знаменитое его творение, условно называемое «Канцоной о любви», представляет
собой традиционный художественно-философский трактат в миниатюре. Утверждают,
что это сочинение вызвали) наибольшие споры за всю историю итальянской
словесности. Канцона написана в весьма изощренной поэтической форме - в
каждой из пяти ее строф, или стансов, содержащих по 14 одиннадцатисложных
стихов, на 154 слога рифмуются 32. Возможно, Кавальканти, в других стихотворениях
впечатляющий простотой и ясностью языка, хотел таким образом подчеркнуть
и одновременно уравновесить серьезность философской мысли. Не исключена
и потребность в защите от обвинений в ереси. Туманность отдельных мест
вызвала разноголосицу среди многочисленных толкователей канцоны - от современника
поэта врача Дино дель Гарбо и ренессансных платоников до исследователей
наших дней, возводящих идеи стихотворения то к Аристотелю, то к Фоме Аквинскому,
то к средневековому мистицизму. Свое понимание канцоны в «Комментарии на
«Пир» Платона» (речь V I I, глава I) излагает Марсилио Фичино, который
видит ее содержание в противопоставлении любви земной и небесной. Помимо
всего прочего, на восприятие поэта и философа Кавальканти в литературной
традиции повлияли фольклорные мотивы, отразившиеся в «Декамероне» Боккаччо
(день V I, новелла 9), где он назван эпикурейцем и атеистом (Данте поместил
отца Гвидо как эпикурейца в «Аду» - X, ст. 60-63).
Современные исследователи «Канцоны о любви»
прослеживают тесную связь поэтической школы «нового стиля» с ведущими философскими
течениями X I I I в., в частности с аверроизмом. Своеобразную и не каждому
читателю понятную терминологию аверроистов Кавальканти использует для изображения
любви как аффекта чувственной души, который нарушает обычное действие ее
потенций (воображения, памяти и др.) и помрачает разум человека. Вслед
за Аристотелем поэт уподобляет неумеренное вожделение, уводящее от вечного
блага, смерти. Это сопоставление проводится во всей канцоне, начиная, как
предполаагают, с этимологии слова «любовь» (a-more - от смерти).
Перевод на русский язык «Канцоны
о любви» выполнен по изданию: Corti М. La felicita mentale.
Nuove prospettive per Cavalcanti e Dante. Torino, 1983.
_____________________________________________________________________________________________
|