Гвидо Ковальканти
(вступительное слово переводчика Ю. Юсима)

     Гвидо Кавальканти (1255-1300) - известнейший из поэтов «сладостного нового стиля», стоявших у истоков итальянской литературы, старший современник и друг Данте. Он родился и жил во Флоренции, принимал деятельное участие в борьбе политических партий (с 1284 г. входил в состав Большого совета коммуны, в 1293 г. вместе с другими грандами лишился права занимать государственные должности. Будучи одним из вождей «белых» гвельфов, враждовал с главой «черных» Корсо Донати - оба противника покушались на жизнь друг друга). В 1300 г. вследствие волнений Кавальканти, как и другие предводители соперничающих партий, был выслан в Сарзану, где заболел малярией, от которой и скончался 29 августа того же года.
     Гвидо Кавальканти оставил несколько десятков стихотворений, проникнутых как лирическими, так и политическими мотивами. Самое знаменитое его творение, условно называемое «Канцоной о любви», представляет собой традиционный художественно-философский трактат в миниатюре. Утверждают, что это сочинение вызвали) наибольшие споры за всю историю итальянской словесности. Канцона написана в весьма изощренной поэтической форме - в каждой из пяти ее строф, или стансов, содержащих по 14 одиннадцатисложных стихов, на 154 слога рифмуются 32. Возможно, Кавальканти, в других стихотворениях впечатляющий простотой и ясностью языка, хотел таким образом подчеркнуть и одновременно уравновесить серьезность философской мысли. Не исключена и потребность в защите от обвинений в ереси. Туманность отдельных мест вызвала разноголосицу среди многочисленных толкователей канцоны - от современника поэта врача Дино дель Гарбо и ренессансных платоников до исследователей наших дней, возводящих идеи стихотворения то к Аристотелю, то к Фоме Аквинскому, то к средневековому мистицизму. Свое понимание канцоны в «Комментарии на «Пир» Платона» (речь V I I, глава I) излагает Марсилио Фичино, который видит ее содержание в противопоставлении любви земной и небесной. Помимо всего прочего, на восприятие поэта и философа Кавальканти в литературной традиции повлияли фольклорные мотивы, отразившиеся в «Декамероне» Боккаччо (день V I, новелла 9), где он назван эпикурейцем и атеистом (Данте поместил отца Гвидо как эпикурейца в «Аду» - X, ст. 60-63).
    

Современные исследователи «Канцоны о любви» прослеживают тесную связь поэтической школы «нового стиля» с ведущими философскими течениями X I I I в., в частности с аверроизмом. Своеобразную и не каждому читателю понятную терминологию аверроистов Кавальканти использует для изображения любви как аффекта чувственной души, который нарушает обычное действие ее потенций (воображения, памяти и др.) и помрачает разум человека. Вслед за Аристотелем поэт уподобляет неумеренное вожделение, уводящее от вечного блага, смерти. Это сопоставление проводится во всей канцоне, начиная, как предполаагают, с этимологии слова «любовь» (a-more - от смерти).
     Перевод на русский язык «Канцоны о любви» выполнен по изданию: Corti М. La felicita mentale. Nuove prospettive per Cavalcanti e Dante. Torino, 1983.
_____________________________________________________________________________________________
п