В это же время и раньше так называемые пифагорейцы,
занявшись математикой, первые развили ее и, овладев ею, стали считать ее
начала началами всего существующего. А так как среди этих начал числа от
природы суть первое, а в числах пифагорейцы усматривали [так им казалось)
много сходного с тем, что существует и возникает, - больше, чем в огне,
земле и воде [например, такое-то свойство чисел есть справедливость, а
такое-то - душа и ум, другое - удача, и, можно сказать, в каждом из остальных
случаев точно так же); так как, далее, они видели, что свойства и соотношения,
присущие гармонии, выразимы в числах; так как, следовательно, им казалось,
что все остальное по своей природе явно уподобляемо числам и что числа
- первое во всей природе, то они предположили, что элементы чисел суть
элементы
всего существующего и что все небо есть гармония и число. И все, что
они могли в числах и гармониях показать согласующимся с состояниями и частями
неба и со всем мироустроением, они сводили вместе и приводили в согласие
друг с другом; и если
у них где-то получался тот или иной пробел, то они стремились восполнить
его,
чтобы все учение было связным. Я имею в виду, например, что так как
десятка, как
им представлялось, есть нечто совершенное и охватывает всю природу
чисел, то и движущихся небесных тел, по их утверждению, десять, а так как
видно только
девять, то десятым они объявляют «противоземлю». В другом сочинении
мы это разъяснили подробнее. А разбираем мы это ради того, чтобы установить,
какие же начала они полагают и как начала эти подходят под упомянутые выше
причины. Во всяком случае очевидно, что они число принимают за начало и
как материю для существующего, и как [выражение] его состояний и свойств,
а элементами числа
они считают четное и нечетное, из коих последнее - предельное, а первое
- беспредельное; единое же состоит у них из того и другого (а именно: оно
четное и нечетное), число происходит из единого, а все небо, как было сказано,
- это числа.
{7}
Другие пифагорейцы утверждают, что имеется
десять начал, расположенных
попарно: предел и беспредельное, нечетное и четное, единое и множество,
правое
и левое, мужское и женское, покоящееся и движущееся, прямое и кривое,
свет и
тьма, хорошее и дурное, квадратное и продолговатое. Такого же мнения,
по-видимому, держался и Алкмеон из Кретона, и либо он заимствовал это
учение
у тех пифагорейцев, либо те у него. Ведь Алкмеон достиг зрелого возраста,
когда
Пифагор был уже стар, а высказался он подобно им. Он утверждает, что
большинство свойств, с которыми сталкиваются люди, образуют пары, имея
в
виду в отличие от тех пифагорейцев не определенные противоположности,
а
первые попавшиеся, например: белое - черное, сладкое - горькое, хорошее
- дурное, большое - малое. Об остальных же противоположностях он высказался
неопределенно, пифагорейцы же прямо указали, сколько имеется
противоположностей и какие они.
Итак, и от того и от другого учения мы можем
почерпнуть, что
противоположности суть начала существующего; но сколько их и какие
они - это мы можем почерпнуть у одних только пифагорейцев. Однако, как
можно эти начала
свести к указанным выше причинам, это у них отчетливо не разобрано,
но, по-видимому, они определяют элементы как материальные ибо, говорят
они, из
этих элементов как из составных частей и образована сущность.
Итак, на основании сказанного можно в достаточной
степени судить об образе мыслей древних, указывавших больше одного элемента
природы. Есть, однако, и
такие, которые высказались о Вселенной как с единой природе, но не
все
одинаково - ни в смысле убедительности сказанного, ни в отношении существа
дела [kataten physin). Правда, рассуждать о них вовсе не уместно теперь,
когда рассматриваем причины [ибо они говорят о едином не так, как те размышляющие
о
природе философы, которые, хотя и принимают сущее за единое, тем
не менее,
выводя [Вселенную] из единого как из материи, присоединяют [к единому]
движение, по крайней мере когда говорят о происхождении Вселенной,
а эти утверждают, что она неподвижна). Но вот что во всяком случае подходит
к
настоящему исследованию. Парменид, как представляется, понимает единое
как мысленное [logos), а Мелисс-как материальное. Поэтому первый говорит.
что оно ограниченно, второй - что оно беспредельно; а Ксенофан, который
раньше их (ибо говорят, что Парменид был его учеником) провозглашал единство,
ничего не
разъяснял и, кажется, не касался природы единого ни в том, ни в другом
смысле, а, обращая свои взоры на все небо, утверждал, что единое - это
бог. Этих философов,
если исходить из целей настоящего исследования, надлежит, как мы сказали,
оставить без внимания, .притом двоих, а именно Ксенофана и Мелисса,
даже
совсем - как мыслящих более грубо; что же касается Парменида, то он,
кажется,
говорит с большей проницательностью. Полагая, что наряду с сущим вообще
нет никакого не-сущего, он считает, что с необходимостью существует [только]
одно,
а именно сущее, и больше ничего (об этом мы яснее сказали в сочинении
о
природе). Однако, будучи вынужден сообразоваться с явлениями и признавая,
что единое существует как мысленное, а множественность - как чувственно
воспринимаемое, он затем устанавливает две причины или два начала - теплое
и холодное, словно говорит об огне и земле; а из этих двух он к сущему
относит
теплое, а другое начало - к несущему. Итак, вот что мы почерпнули из
сказанного
ранее и у мудрецов, уже занимавшихся выяснением этого вопроса: от первых
из
них - что начало телесное (ведь вода, огонь и тому подобное суть тела),
причем от
одних - что телесное начало одно, а от других - что имеется большее
число таких
начал, но и от тех и от других - что начала материальные; а некоторые
принимали
и эту причину, и кроме нее ту, откуда движение, причем одни из них
признавали
одну такую причину, а другие - две.
Таким образом, до италийцев, и не считая их,
остальные высказывались о началах довольно скудно, разве что, как мы сказали,
они усматривали две причины, и из них вторую - ту, откуда движение, некоторые
признают одну, а другие - две. Что же
касается пифагорейцев, то они точно так же утверждали, что есть два
начала, однако присовокупляли - и этим их мнение отличается от других,
- что предел,
беспредельное и
{8}
единое не какие-то разные естества, как, например, огонь или земля
или еще что-то
в этом роде, а само беспредельное и само единое есть сущность того,
о чем они сказываются, и потому число есть сущность всего. Вот как они
прямо заявляли об
этом, и относительно сути вещи они стали рассуждать и давать ей определение,
но рассматривали ее слишком просто. Определения их были поверхностны, и
то, к
чему прежде всего подходило указанное ими определение, они и считали
сущностью вещи, как если бы кто думал, что двойное и два одно и то же потому,
что двойное подходит прежде всего к двум. Однако бесспорно, что быть двойным
и быть двумя
не одно и то же, иначе одно было бы многим, как это у них и получалось.
Вот то,
что можно почерпнуть у более ранних философов и следующих за ними.
<.....................................>
______________________________________________________________________________________
|