Исследовать истину в одном отношении трудно,
в другом легко. Это видно из
того, что никто не в со стоянии достичь ее надлежащим образом, но и
не терпит полную неудачу, а каждый говорит что-то о природе и поодиночке,
правда, ничего
или мало добавляет к истине, но, когда все это складывается, получается
заметная величина. Поэтому если дело обстоит примерно так, как у нас говорится
в
пословице: «Кто же не попадет в ворота [из лука]?», то в этом отношении
исследовать истину легко; однако, что, обладая некоторым целым, можно
быть не
в состоянии владеть частью,-это показывает трудность исследования истины.
Но поскольку трудность двоякая, причина ее,
быть может, не в вещах, а в нас
самих: действительно, каков дневной свет для летучих мышей, таково
для разума в нашей душе то, что по природе своей очевиднее всего. И справедливо
быть
признательным не только тем, чьи мнения мы можем разделить, но и тем,
кто высказался более поверхностно: ведь и они в чем-то содействовали истине,
{16}
упражняя до нас способность [к познанию]. В самом деле, если бы не
было
Тимофея, мы не имели бы многих лирических песен; а если бы не было
Фринида,
то не было бы Тимофея. То же можно сказать и о тех, кто говорил об
истине, - от
одних мы позаимствовали некоторые мнения, а благодаря другим появились
эти.
Верно также и то, что философия называется
знанием об истине. В самом деле,
цель умозрительного знания - истина, а цель знания, касающегося деятельности,
-
дело:ведь люди деятельные даже тогда, когда они рассматривают вещи,
каковы
они, исследуют не вечное, а вещь в ее отвошевии к чему-то и в настоящее
время.
Но мы не знаем истины, не зная причины. А из всех вещей тем или иным
свойством в наибольшей степени обладает та, благодаря которой такое
же свойство присуще и другим; например, огонь наиболее тепел, потому что
он и для других
вещей причина тепла. Так что и наиболее истинно то, что для последующего
есть причина его истинности. Поэтому и начала вечно существующего всегда
должны
быть наиболее истинными: они ведь истинны не временами и причина их
бытия
не в чем-то другом, а, наоборот, они сами причина бытия всего остального;
так
что в какой мере каждая вещь причастна бытию, в такой и истине.
>
_____________________________________________________________________________________
|