О сущем говорится, правда, в различных
значениях, но всегда по отношению к
чему-то одному, к одному естеству и не из-за одинакового имени, а так,
как все
здоровое, например, относится к здоровью или потому, что сохраняет
его, или
потому, что содействует ему, или потому, что оно признак его, или же
потому, что
{28}
способно воспринять его; и точно так же врачебное по отношению к врачебному
искусству (одно называется так потому, что владеет этим искусством, другое
-
потому, что имеет способность к нему, третье-потому, что оно его применение),
и
мы можем привести и другие случаи подобного же словоупотребления. Так
вот,
таким же точно образом и о сущем говорится в различных значениях, но
всякий раз
по отношению к одному началу; одно называется сущим потому, что оно
сущность,
другое - потому, что оно состояние сущности, третье - потому, что оно
путь к
сущности, или уничтожение и лишенность ее, или свойство ее, или то,
что
производит или порождает сущность и находящееся в каком-то отношении
к ней;
или оно отрицание чего-то из этого или отрицание самой сущности, почему
мы и о не-сущем говорим, что оно есть не-сущее. И подобно тому как все
здоровое
исследуется одной наукой, точно так же обстоит дело и в остальных случаях.
Ибо
одна наука должна исследовать не только то, что сказывается о принадлежащем
к
одному [роду], но и то, что сказывается о том, что находится в каком-то
отношении
к одному естеству: ведь и это в некотором смысле сказывается о принадлежащем
к
одному [роду]. Поэтому ясно, что и сущее как таковое должно исследоваться
одной наукой. А наука всюду исследует главным образом первое - то, от чего
зависит
остальное и через что это остальное получает свое название. Следовательно,
если
первое - сущность, то философ, надо полагать, должен знать начала и
причины сущностей.
Каждый род [существующего] исследуется одной
наукой, так же как
воспринимается одним чувством; так, грамматика, например, будучи одной
наукой, исследует все звуки речи. Поэтому и все виды сущего как такового
исследует одна
по роду наука, а отдельные виды - виды этой науки.
Итак, сущее и единое - одно и то же, и природа
у них одна, поскольку они
сопутствуют друг другу так, как начало и причина, но не в том смысле,
что они выражаемы через одно и то же определение (впрочем, дело не меняется,
если мы
поймем их и так; напротив, это было бы даже удобнее). Действительно,
одно и то
же - «один человек» и «человек», «существующий человек» и «человек»,
и
повторение в речи «он есть один человек» и «он есть человек» не выражает
что-то
разное (ясно же, что [«сущее»] не отделяется [от «единого»] ни в возникновении,
ни
в уничтожении), и точно так же «единое» [от «сущего» по отделяется];
так что
очевидно, что присоединение их не меняет здесь смысла и что «единое»
не есть здесь что-то другое по сравнению с сущим. Кроме того, сущность
каждой вещи есть
«единое» не привходящим образом, и точно так же она по существу cвоему
есть
сущее. Так что, сколько есть видов единого, столько же ы видов сущего,
и одна и та
же по роду наука исследует их суть; я имею в виду, например, исследование
тождественного, сходного и другого такого рода, причем почти все
противоположности сводятся к этому началу ; однако об этом достаточно
того, что
было рассмотрено нами в «Перечне противоположностей».
И частей философии стольно, сколько есть видов
сущностей, так что одна из них необходимо должна быть первой и какая-то
другая-последующей. Ибо сущее
<и единое> непосредственно делятся на роды, а потому этим родам
будут соответствовать и науки. С философом же дело обстоит так же, как
и с тем, кого
называют математиком: и математика имеет части, и в ней есть некая
первая и вторая паука и другие последующие.
Далее, так как одна наука исследует противолежащее
одно другому, а единому противолежит многое и так как отрицание и лишенность
исследуются одной наукой, потому что в обоих случаях исследуется нечто
единое, относительно чего имеется отрицание или лишевность (в самом дело,
мы говорим, что это единое или вообще не присуще чему-нибудь или не присуще
какому-нибудь роду; при отрицании для
единого не устанавливается никакого отличия от того, чти отрицается,
ибо отрицание того, что отрицается, есть его отсутствие; а при лишенности
имеется и нечто лежащее
в основе, относительно чего утверждается, что оно чего-то лишено);
так как, стало
быть, единому противостоит многое, то дело указанной нами науки познавать
и то,
что противолежит перечисленному выше, а именно иное, или инаковое,
несходное
и неравное, а также все остальное, производное от них или от множества
и единого.
{29}
И сюда жe принадлежит и противоположность: ведь и противоположность
есть некоторого рода различие, а различие есть инаковость (heterotes).
Поэтому так как о едином говорится в различных значениях, то и о них, ковочно,
будет говориться в различных значениях, но познание их всех будет делом
одной науки, ибо нечто исследуется разными науками не в том случае, когда
оно имеет различные значения,
а в том, если их нельзя поставить ни в подчинение, ни в какое-либо
другое
отношение к одному [и тому же]. А так как все значения [в нашем случае]
возводятся
к чему-то первому, например все, что обозначается как единое,
- к первому единому, то нужно признать, что так же обстоит дело и с тождественным,
и с
различным, а также с [другими?] противоположностями. Поэтому, различив,
в
скольких значениях употребляется каждое, надлежит затем указать, каково
его
отношение к первому в каждом роде высказываний. А именно: одно имеет
отношение
к первому в силу того, что обладает им, другое - в силу того, что производит
его,
третье - иным подобного же рода образом.
Таким образом, совершенно очевидно, <об
этом речь шла при изложении затруднений>, что сущее, единое, противоположное
и тому подобное, а также
сущность надлежит объяснять одной науке (а это был один из вопросов
в разделе о затруднениях). И философ должен быть в состоянии исследовать
все это. В самом
деле, если это не дело философа, то кому же рассмотреть, например,
одно ли и то
же Сократ и сидящий Сократ, и противоположно ли чему-то одному лишь
одно,
или что такое противоположное и в скольких значениях о нем говорится?
Точно
так же и относительно всех других подобных вопросов. Так как все это
есть существенные
свойства (prthle kath' hauta) единого и сущего как таковых, а не как
чисел, или линий,
или огня, то ясно, что указанная наука должна познать и суть тождественного,
сходного, равного и тому подобного и противолежащего им и их свойства.
И ошибка
тех, кто их рассматривает, не в том, что они занимаются делом, не свойственным
философу, а в том, что они ничего толком не знают о сущности, которая первое
свойств. Ведь если [и] число как таковое имеет свои свойства, например
нечетное
и четное, соизмеримость и равенство, превышение и недостаток, причем
эти
свойства присущи числам и самим по себе, и в их отношении друг к другу;
если и
тело, неподвижное и движущееся, не имеющее тяжести и имеющее ее, обладает
другими свойствами, лишь ему принадлежащими, то точно так же и сущее
как тако-
вое имеет свойства, лишь ему принадлежащие; и вот относительно этих
свойств
философу и надлежит рассмотреть истину.
Подтверждением этому служит то, что диалектики
и софисты подделываются под философов (ибо софистика-это только мнимая
мудрость, и точно так же диалектики рассуждают обо всем, а общее всем-сущее);
рассуждают же они об этом явно потому,
что это принадлежность философии. Действительно, софистика и диалектика
занимаются той же областью, что и философия, но философия отличается
от
диалектики способом применения своей способности, а от софистики -
выбором
образа жизни. Диалектика делает попытки исследовать то, что познает
философия,
а софистика - это философия мнимая, а не действительная.
Далее, в каждой паре противоположностей одно
есть лишенность, и все противоположности сводимы к сущему и не-сущему,
к единому и множеству,
например: покой - к единому, движение - к множеству; с другой стороны,
все,
пожалуй, признают, что существующие вещи и сущность слагаются из ротивоположностей;
по крайней мере все признают началами противоположности;
так, одни признают началами нечетное и четное, другие - теплое и холодное,
третьи - предел и беспредельное, четвертые - дружбу и вражду. По-видимому,
и
все остальные противоположности сводимы к единому и множеству (оставим
в
силе это сведение, как мы его приняли [в другом месте]), а уж признаваемые
другими начала полностью подпадают под единое и множество как под их роды.
Таким
образом, и отсюда ясно, что исследование сущего как такового есть дело
одной науки. Действительно, все это или противоположности, или происходит
из противоположностей, начала же противоположностей - это единое и множество.
А они исследуются одной наукой, все равно, имеют ли они одно значение
или, как
это, пожалуй, и обстоит на самом деле, не одно значение. Однако если
о едином и говорится в различных значениях,
{30}
то все же остальные значения его так или иначе соотносимы с первым,
и так же
будет обстоять дело и с противоположным им; и уже поэтому, даже если
сущее или единое не общее и не одно и то же для всего или не существуют
отдельно (чего,
пожалуй, на самом деле и нет), а единство состоит в одних случаях лишь
в
соотносимости с одним, в других - в последовательности, уже поэтому,
стало быть,
не дело геометра, например, исследовать, что такое противоположное
или
совершенное сущее или единое, тождественное или различное, разве только
в виде предпосылки.
Итак, ясно, что исследование сущего как такового
и того, что ему как таковому
присуще, есть дело одной науки и что та аде наука исследует не только
сущности,
но и то, что им присуще: и то, чти было указано выше, и предшествующее
и
последующее, род и вид, целое и часть и тому подобное.
<.....................................>
______________________________________________________________________________________
|