И среди тех, кто убежден в правильности таких
воззрений, и тех, кто только
говорит о них, некоторые испытывают вот какое сомнение: они спрашивают,
кто же судит о том, кто в здравом уме, и кто вообще правильно судит о каждой
вещи. Испытывать такого рода сомнения-это все равно что сомневаться в том,
спим ли
мы сейчас или бодрствуем. А смысл всех подобных сомнений один и тот
же. Те, кто
их испытывает, требуют для всего обоснования; ведь они ищут начало
и хотят его
найти с помощью доказательства, хотя по их действиям ясно, что они
в этом не
убеждены. Но, как мы сказали, это их беда: они ищут обоснования для
того, для
чего нет обоснования; ведь начало доказательства не есть [предмет]
доказательства.
{38}
Их легко можно было бы в этом убедить (ведь
постичь это нетрудно); но те, кто
ищет в рассуждении лишь [словесного] одоления, ищут невозможного, ибо
они
требуют, чтобы указали им на противоположное, тогда как они с самого
начала
говорят противоположное. Если же не все есть соотнесенное, а кое-что
существует
и само по себе, то уже не все, что представляется, может быть истинным;
в самом
деле, то, что представляется, представляется кому-нибудь, а потому
тот, кто говорит,
что все представляемое истинно, все существующее признает соотнесенным.
Поэтому те, кто ищет в рассуждении лишь [словесного] одоления, а вместе
с тем
требует поддержки своих положений, должны принимать в соображение,
что то, что
представляется, существует не [вообще], а лишь для того, кому оно представляется,
когда, как и в каких условиях оно представляется. Если же они хотя
и будут поддерживать свои положения, по не таким именно образом, то скоро
окажется, что
они сами себе противоречат. Действительно, одно и то же может казаться
на вид
медом, а на вкус пет, и так как у нас два глаза, то для каждого в отдельности
оно
может иметь не один и тот же вид, если оба видят не одинаково. Тем,
кто по упомянутым прежде причинам признает истинным все, что представляется,
и на
этом основании утверждает, что все одинаково ложно и истинно (ведь
не всем вещь представляется одной и той же и даже одному и тому же человеку
- не всегда одной
и той же, а часто в одно и то же время имеются о ней противоположные
представления; так, если заложить палец за палец, то осязание принимает
за две
вещи то, относительно чего зрение показывает, что это одна вещь), [мы
ответим: да],
но представляемое не одинаково ложно и истинно для одного и того же
восприятия одним и тем же чувством при одних и тех же условиях и водно
и то же время; так
что с этими [оговорками] представляемое будет, можно сказать, истинно.
Но быть может, поэтому тем, кто высказывается упомянутым образом не в силу
сомнений, а только ради того, чтобы говорить, приходится утверждать, что
это вот
представляемое
не вообще истинно, а истинно для этого вот человека.
И, как уже
было сказано раньше, им приходится признавать все [существующее] соотнесенным
и зависящим от мнения и чувственного восприятия, так что ничто, мол,
не возникло
и ничто не будет существовать, если раньше не составят мнение об этом;
однако
если [вопреки этому] что-то возникло или будет существовать, то ясно,
что не все
может быть соотнесено с мнением.
Далее, если есть нечто одно [соотнесенное],
оно должно быть соотнесено с
одним или с чем-то определенным [по числу]; и точно так же если одно
и то же
есть и половина чего-то и равное чему-то, то оно во всяком случае не
есть равное
по отношению к двойному. Поэтому если по отношению к имеющему мнение
человек и то, о чем это мнение, - одно и то же, то человеком будет
не имеющий
мнение, а то, о чем мнение. Если же каждая вещь существовала бы [лишь]
в
соотношении с имеющим мнение, то имеющий мне ние существовал бы в
соотношении с бесчисленными по виду предметами.
О том, что наиболее достоверное положение
- это то, что противолежащие друг
другу высказывания не могут быть вместе истинными, и о том, какие выводы
следуют для тех, кто говорит, что такие высказывания вместе истинны,
и почему
они так говорят, - об этом достаточно сказанного. Но так как невозможно,
чтобы
противоречащее одно другому было вместе истинным в отношении одного
и того
же, то очевидно, что и противоположности не могут быть вместе присущи
одному и тому же. В самом деле, из двух противоположностей одна есть Лишенность
в
неменьшей степени, [чем противоположность], и притом Лишенность сущности;
а Лишенность есть отрицание в отношении некоторого определенного рода.
Итак, если невозможно одно и то же правильно утверждать и отрицать в одно
и то же время, то невозможно также, чтобы противоположности были в одно
и то же время присущи одному и тому же, разве что обе присущи ему лишь
в каком-то отношении, или же
одна лишь в каком-то отношении, а другая безусловно.
<.....................................>
______________________________________________________________________________________
|