КНИГА ЧЕТВЕРТАЯ
ГЛАВА ШЕСТАЯ
 

     И среди тех, кто убежден в правильности таких воззрений, и тех, кто только 
говорит о них, некоторые испытывают вот какое сомнение: они спрашивают, кто же судит о том, кто в здравом уме, и кто вообще правильно судит о каждой вещи. Испытывать такого рода сомнения-это все равно что сомневаться в том, спим ли 
мы сейчас или бодрствуем. А смысл всех подобных сомнений один и тот же. Те, кто 
их испытывает, требуют для всего обоснования; ведь они ищут начало и хотят его 
найти с помощью доказательства, хотя по их действиям ясно, что они в этом не 
убеждены. Но, как мы сказали, это их беда: они ищут обоснования для того, для 
чего нет обоснования; ведь начало доказательства не есть [предмет] доказательства. 
{38} 
     Их легко можно было бы в этом убедить (ведь постичь это нетрудно); но те, кто 
ищет в рассуждении лишь [словесного] одоления, ищут невозможного, ибо они 
требуют, чтобы указали им на противоположное, тогда как они с самого начала 
говорят противоположное. Если же не все есть соотнесенное, а кое-что существует 
и само по себе, то уже не все, что представляется, может быть истинным; в самом 
деле, то, что представляется, представляется кому-нибудь, а потому тот, кто говорит, 
что все представляемое истинно, все существующее признает соотнесенным. 
Поэтому те, кто ищет в рассуждении лишь [словесного] одоления, а вместе с тем 
требует поддержки своих положений, должны принимать в соображение, что то, что 
представляется, существует не [вообще], а лишь для того, кому оно представляется, 
когда, как и в каких условиях оно представляется. Если же они хотя и будут поддерживать свои положения, по не таким именно образом, то скоро окажется, что 
они сами себе противоречат. Действительно, одно и то же может казаться на вид 
медом, а на вкус пет, и так как у нас два глаза, то для каждого в отдельности оно 
может иметь не один и тот же вид, если оба видят не одинаково. Тем, кто по упомянутым прежде причинам признает истинным все, что представляется, и на 
этом основании утверждает, что все одинаково ложно и истинно (ведь не всем вещь представляется одной и той же и даже одному и тому же человеку - не всегда одной 
и той же, а часто в одно и то же время имеются о ней противоположные 
представления; так, если заложить палец за палец, то осязание принимает за две 
вещи то, относительно чего зрение показывает, что это одна вещь), [мы ответим: да], 
но представляемое не одинаково ложно и истинно для одного и того же восприятия одним и тем же чувством при одних и тех же условиях и водно и то же время; так 
что с этими [оговорками] представляемое будет, можно сказать, истинно. Но быть может, поэтому тем, кто высказывается упомянутым образом не в силу сомнений, а только ради того, чтобы говорить, приходится утверждать, что это вот 
представляемое

не вообще истинно, а истинно для этого вот человека. И, как уже 
было сказано раньше, им приходится признавать все [существующее] соотнесенным 
и зависящим от мнения и чувственного восприятия, так что ничто, мол, не возникло 
и ничто не будет существовать, если раньше не составят мнение об этом; однако 
если [вопреки этому] что-то возникло или будет существовать, то ясно, что не все 
может быть соотнесено с мнением. 
     Далее, если есть нечто одно [соотнесенное], оно должно быть соотнесено с 
одним или с чем-то определенным [по числу]; и точно так же если одно и то же 
есть и половина чего-то и равное чему-то, то оно во всяком случае не есть равное 
по отношению к двойному. Поэтому если по отношению к имеющему мнение 
человек и то, о чем это мнение, - одно и то же, то человеком будет не имеющий 
мнение, а то, о чем мнение. Если же каждая вещь существовала бы [лишь] в 
соотношении с имеющим мнение, то имеющий мне ние существовал бы в 
соотношении с бесчисленными по виду предметами. 
     О том, что наиболее достоверное положение - это то, что противолежащие друг 
другу высказывания не могут быть вместе истинными, и о том, какие выводы 
следуют для тех, кто говорит, что такие высказывания вместе истинны, и почему 
они так говорят, - об этом достаточно сказанного. Но так как невозможно, чтобы 
противоречащее одно другому было вместе истинным в отношении одного и того 
же, то очевидно, что и противоположности не могут быть вместе присущи одному и тому же. В самом деле, из двух противоположностей одна есть Лишенность в 
неменьшей степени, [чем противоположность], и притом Лишенность сущности; а Лишенность есть отрицание в отношении некоторого определенного рода. Итак, если невозможно одно и то же правильно утверждать и отрицать в одно и то же время, то невозможно также, чтобы противоположности были в одно и то же время присущи одному и тому же, разве что обе присущи ему лишь в каком-то отношении, или же 
одна лишь в каком-то отношении, а другая безусловно. 
<.....................................>
______________________________________________________________________________________

 
п