Равным образом не может быть ничего промежуточного
между двумя членами противоречия, а относительно чего-то одного необходимо
что бы то ни было одно
либо утверждать, либо отрицать. Это становится ясным, если мы прежде
всего
{39}
определим, что такое истинное и ложное. А именно: говорить о сущем,
что его нет,
или о не-сущем, что оно есть, - значит говорить ложное; а говорить,
что сущее есть
и не-сущее не есть, - значит говорить истинное. Так что тот, кто говорит,
что нечто [промежуточное между двумя членами противоречия] есть или что
его нет, будет говорить либо правду, либо неправду. Но в этом случае ни
о сущем, ни о не-сущем не говорится, что его нет или что оно есть. Далее,
промежуточное между двумя членами противоречия будет находиться или так,
как серое между черным и белым, или так,
как то, что не есть ни человек, ни лошадь, находится между человеком
и лошадью.
Если бы оно было промежуточным во втором смысле (lloytus), оно не могло
бы
изменяться (ведь изменение происходит из нехорошего в хорошее или из
хорошего в нехорошее). Между тем мы все время видим, что [у промежуточного]
изменение происходит, ибо нет иного изменения, кроме как в противоположное
и
промежуточное. С другой стороны, если имеется промежуточное [в первом
смысле],
то и в этом случае белое возникало бы не из не-белого; между тем этого
не видно.
Далее, все, что постигается через рассуждение (dianoeton) и умом, мышление
(dianoia),
как это ясно из определения [истинного и ложного], либо утверждает,
либо отрицает -
и когда оно истинно, и когда ложно: оно истинно, когда вот так-то связывает,
утверждая или отрицая; оно ложно, когда связывает по-иному. Далее,
такое промежуточное должно было бы быть между членами всякого противоречия,
если
только не говорят лишь ради того, чтобы говорить; а потому было бы
возможно и то,
что кто-то не будет говорить ни правду, ни неправду, и было бы промежуточное
между сущим и не-сущим, так что было бы еще какое-то изменение [в сущности],
промежуточное между возникновением и уничтожением. Далее, должно было бы
быть
промежуточное и в таких родах, в которых отрицание влечет за собой
противоположное, например: в области чисел-число, которое не было бы ни
нечетным, ни не-нечетным. Но это невозможно, что ясно из определения
[четного и нечетного]. Далее, если бы было такое промежуточное, то пришлось
бы идти в бесконечность и число вещей увеличилось бы не только в полтора
раза, но и больше.
В самом деле, тогда это промежуточное можно было бы в свою очередь
отрицать, противопоставляя его [прежнему] утверждению и отрицанию [вместе],
и это было бы чем-то [новым], потому что сущность его-некоторая другая.
Далее, если на вопрос,
бело ли это, скажут, что нет, то этим отрицают не что иное, как бытие,
а отрицание
[его] - это небытие.
Некоторые пришли к этому мнению так же, как
и к другим странным мнениям:
будучи не в состоянии опровергнуть обманчивые доводы, они уступают
доводу и признают умозаключение верным. Одни, таким образом, утверждают
это положение
по указанной причине, а другие потому, что они для всего ищут обоснования.
Началом же [для возражения] против всех них должны послужить определения.
А определение основывается на необходимости того, чтобы сказанное им что-то
значило, ибо определением будет обозначение сути (logos) через слово.
И
по-видимому, учение Гераклита, что все существует и не существует,
признает все истинным; напротив, по учению Анаксагора, есть нечто посредине
между членами противоречия, а потому все ложно; в самом деле, когда все
смешалось, тогда смесь
уже не будет ни хорошее, ни нехорошее, так что [о пей уже] ничего нельзя
сказать правильно.
<.....................................>
______________________________________________________________________________________
|