Причиной называется то содержимое вещи, из
чего она возникает; например, медь-причина изваяния и серебро-причина чаши,
а также их роды суть причины;
{41}
форма, или первообраз, а это есть определение сути бытия вещи, а также
роды
формы, или первообраза (например, для октавы-отношение двух к одному
и число вообще), и составные части определения; то, откуда берет первое
свое начало
изменение или переход в состояние покоя; например, советчик есть причина,
и
отец - причина ребенка, и вообще производящее есть причина производимого,
и изменяющее - причина изменяющегося; цель, т. е. то. ради чего, например,
цель
гулянья - здоровье. В самом деле, почему человек гуляет? Чтобы быть
здоровым, говорим мы. И, сказав так, мы считаем, что указали причину. Причина
- это также
то, что находится между толчком к движению и целью, например: причина
выздоровления-исхудание, или очищение, или лекарства, или врачебные
орудия;
все это служит цели, а отличается одно от другого тем, что в одном
случае это
орудие, в другом-действие.
О причинах, таким образом, говорится, пожалуй.
в стольких смыслах, а так как о причинах говорится в различных значениях,
то следует, что у одного и того же
бывает несколько причин, притом не как привходящее (например, причины
изваяния - и ваятельное искусство и медь, причем не в отношении чего-то
иного а поскольку оно изваяние; но они причины не в одном и том же смысле,
а одна из
них в смысле материи, другая - как то, откуда движение). И кроме того,
есть
причины по отношению друг к другу (так, занятие трудом-причина хорошего
самочувствия, а оно причина занятия трудом, но не в одном и том же смысле
а
одно - как цель, другое - как начало движения) Далее, одно и то же
бывает иногда причиной противоположного, а именно то, что, будучи в наличии,
есть причина
вот этого, мы иногда признаем причиной противоположного, если оно отсутствует,
например: причиной крушения судна-отсутствие кормчего, присутствие которого
было причиной его сохранности, причем то и другое - и присутствие и
отсутствие - суть причины в смысле движущего.
Все только что указанные причины подпадают
под четыре совершенно
очевидных вида. Звуки речи у слогов, материал изделий, огонь, земля
и все такого
рода элементы тел, части целого, предпосылки для вывода - все они причины
этих вещей в значении того, из чего эти вещи состоят; причем одни из них
суть причины
как субстрата (например, части), другие-как суть бытия вещи (таковы
целое, связь и форма). С другой стороны, семя, Врачеватель, советчик и
вообще то, что действует, - все это причины в смысле того, откуда начало
изменения или покоя. А остальные
суть причины в смысле цели и блага для другого, ибо «то, ради чего»
должно быть наилучшим и целью для другого, причем нет никакой разницы,
идет ли речь о подлинном благе или о кажущемся благе.
Итак, причины, отличные между собой по виду,
таковы и их столько; что
касается
разновидностей причин, то по числу их, правда, много, но если
представлять их в главных чертах, то и их будет меньше. В самом деле,
о причинах говорят в различных значениях, и среди самих причин одного и
того же вида одна
по сравнению с другой бывает первичной или вторичной, например: причина
здоровья-Врачеватель и сведущий, причина октавы - отношение двух к одному
и
число, и так всякий раз [общее], объемлющее какое-либо единичное. Далее,
причиной может быть и привходящее, и род его, например: причина изваяния
в
одном отношении Поликлет, а в другом-ваятель, ибо быть Поликлетом есть
для
ваятеля нечто привходящее; причина также то, что Объемлет привходящее,
например: причина изваяния-человек или также вообще живое существо,
потому что Поликлет человек, а человек-живое существо. И среди этого привходящего
точно так
же одно бывает более отдаленной и более близкой причиной, чем другое,
например: если обозначают как причину изваяния бледного и образованного,
а не только Поликлета или человека. А помимо всех этих причин и в собственном
смысле, и причин привходящих говорят об одних причинах как сущих в возможности,
а о
других - как сущих в действительности, например: причина строительства
дома - строитель дома [вообще] или строитель, строящий этот дом. И сходно
с
упомянутыми смыслами можно будет говорить и о причинах причин, например:
причина вот этого изваяния, или изваяния [вообще], или изображения вообще,
и равнин образом вот этого куска меди, или меди [вообще], или материала
вообще;
и точно так же о привходящих причинах.
{42}
Далее, и привходящие причины, и причины в собственном смысле могут
указываться в сочетании (например, не Поликлет и не ваятель, а ваятель
Поликлет).
Однако всех таких разновидностей причин по
числу шесть, причем о каждой
можно говорить двояким образом; в самом деле, во-первых, они причины
либо как единичное или его род, либо как привходящее или его род, либо
как их сочетание,
либо как взятые отдельно (haplos); во-вторых, все они причины как сущие
или в действительности, или в возможности. А различие здесь в том, что
сами причины
как сущие в действительности и единичные существуют или не существуют
одновременно с тем, причины чего они есть, например: вот этот Врачеватель
вместе с вот этим выздоравливающим, и вот этот строитель вместе с вот
этой постройкой; а с причинами, сущими в возможности, не всегда так бывает:
ведь не
в одно и то же время погибают дом и домостроитель.
<.....................................>
____________________________________________________________________________________
|