КНИГА ПЯТАЯ
ГЛАВА ВТОРАЯ
 

     Причиной называется то содержимое вещи, из чего она возникает; например, медь-причина изваяния и серебро-причина чаши, а также их роды суть причины; 
{41} 
форма, или первообраз, а это есть определение сути бытия вещи, а также роды 
формы, или первообраза (например, для октавы-отношение двух к одному и число вообще), и составные части определения; то, откуда берет первое свое начало 
изменение или переход в состояние покоя; например, советчик есть причина, и 
отец - причина ребенка, и вообще производящее есть причина производимого, и изменяющее - причина изменяющегося; цель, т. е. то. ради чего, например, цель 
гулянья - здоровье. В самом деле, почему человек гуляет? Чтобы быть здоровым, говорим мы. И, сказав так, мы считаем, что указали причину. Причина - это также 
то, что находится между толчком к движению и целью, например: причина 
выздоровления-исхудание, или очищение, или лекарства, или врачебные орудия; 
все это служит цели, а отличается одно от другого тем, что в одном случае это 
орудие, в другом-действие. 
     О причинах, таким образом, говорится, пожалуй. в стольких смыслах, а так как о причинах говорится в различных значениях, то следует, что у одного и того же 
бывает несколько причин, притом не как привходящее (например, причины 
изваяния - и ваятельное искусство и медь, причем не в отношении чего-то иного а поскольку оно изваяние; но они причины не в одном и том же смысле, а одна из 
них в смысле материи, другая - как то, откуда движение). И кроме того, есть 
причины по отношению друг к другу (так, занятие трудом-причина хорошего самочувствия, а оно причина занятия трудом, но не в одном и том же смысле а 
одно - как цель, другое - как начало движения) Далее, одно и то же бывает иногда причиной противоположного, а именно то, что, будучи в наличии, есть причина 
вот этого, мы иногда признаем причиной противоположного, если оно отсутствует, например: причиной крушения судна-отсутствие кормчего, присутствие которого 
было причиной его сохранности, причем то и другое - и присутствие и отсутствие - суть причины в смысле движущего. 
     Все только что указанные причины подпадают под четыре совершенно 
очевидных вида. Звуки речи у слогов, материал изделий, огонь, земля и все такого 
рода элементы тел, части целого, предпосылки для вывода - все они причины этих вещей в значении того, из чего эти вещи состоят; причем одни из них суть причины 
как субстрата (например, части), другие-как суть бытия вещи (таковы целое, связь и форма). С другой стороны, семя, Врачеватель, советчик и вообще то, что действует, - все это причины в смысле того, откуда начало изменения или покоя. А остальные 
суть причины в смысле цели и блага для другого, ибо «то, ради чего» должно быть наилучшим и целью для другого, причем нет никакой разницы, идет ли речь о подлинном благе или о кажущемся благе. 
     Итак, причины, отличные между собой по виду, таковы и их столько; что 
касается

разновидностей причин, то по числу их, правда, много, но если 
представлять их в главных чертах, то и их будет меньше. В самом деле, о причинах говорят в различных значениях, и среди самих причин одного и того же вида одна 
по сравнению с другой бывает первичной или вторичной, например: причина здоровья-Врачеватель и сведущий, причина октавы - отношение двух к одному и 
число, и так всякий раз [общее], объемлющее какое-либо единичное. Далее, 
причиной может быть и привходящее, и род его, например: причина изваяния в 
одном отношении Поликлет, а в другом-ваятель, ибо быть Поликлетом есть для 
ваятеля нечто привходящее; причина также то, что Объемлет привходящее, 
например: причина изваяния-человек или также вообще живое существо, потому что Поликлет человек, а человек-живое существо. И среди этого привходящего точно так 
же одно бывает более отдаленной и более близкой причиной, чем другое, например: если обозначают как причину изваяния бледного и образованного, а не только Поликлета или человека. А помимо всех этих причин и в собственном смысле, и причин привходящих говорят об одних причинах как сущих в возможности, а о 
других - как сущих в действительности, например: причина строительства дома - строитель дома [вообще] или строитель, строящий этот дом. И сходно с 
упомянутыми смыслами можно будет говорить и о причинах причин, например: причина вот этого изваяния, или изваяния [вообще], или изображения вообще, и равнин образом вот этого куска меди, или меди [вообще], или материала вообще; 
и точно так же о привходящих причинах. 
{42} 
Далее, и привходящие причины, и причины в собственном смысле могут 
указываться в сочетании (например, не Поликлет и не ваятель, а ваятель Поликлет). 
     Однако всех таких разновидностей причин по числу шесть, причем о каждой 
можно говорить двояким образом; в самом деле, во-первых, они причины либо как единичное или его род, либо как привходящее или его род, либо как их сочетание, 
либо как взятые отдельно (haplos); во-вторых, все они причины как сущие или в действительности, или в возможности. А различие здесь в том, что сами причины 
как сущие в действительности и единичные существуют или не существуют одновременно с тем, причины чего они есть, например: вот этот Врачеватель 
вместе с вот этим выздоравливающим, и вот этот строитель вместе с вот этой постройкой; а с причинами, сущими в возможности, не всегда так бывает: ведь не 
в одно и то же время погибают дом и домостроитель. 
<.....................................>
____________________________________________________________________________________
п