КНИГА ПЯТАЯ
ГЛАВА ПЯТАЯ
 
     Необходимым называется то, без содействия чего невозможно жить (например, дыхание и пища необходимы для животного: ведь существовать без них оно не 
может); то, без чего благо не может ни быть, ни возникнуть, а зло нельзя устранить 
или от него освободиться (например, выпить лекарство необходимо, чтобы 
выздороветь, и поплыть в Эгину, чтобы получить деньги). Насилие и принуждение, 
а таково то, что мешает и препятствует в чем-либо вопреки желанию и 
собственному решению. В самом деле, насилие называется необходимостью; 
поэтому оно и тягостно, как и Эвен говорит: «Коль вещь необходима, в тягость нам она». И принуждение также есть некоторого рода необходимость, как и сказано у Софокла: «Принуждение заставляет это свершить». И верно полагают, что необходимость неумолима, ибо она идет наперекор движению, происходящему по собственному решению и по здравому размышлению. Про то, что не может быть 
иначе, мы говорим, что ему необходимо быть именно так. И в соответствии с этим значением необходимости некоторым образом и все остальное обозначается как необходимое. В самом деле, необходимостью в смысле насилия называют действие 
или Претерпевание, когда из-за принуждающего невозможно поступать по собственному желанию, полагая, что необходимость и есть то, из-за чего нельзя поступать иначе. И таким же точно образом - в отношении причин, содействующих жизни и благу: когда без того или другого невозможны в одном случае благо, в 
другом
- жизнь и существование, тогда это признается необходимым, и такая 
причина есть некоторого рода необходимость. Далее, к числу необходимого принадлежит доказательство, так как если что-то безусловно доказано, то иначе 
уже не может быть; и причина этому-исходные посылки, а именно: если с тем, из 
чего образуется умозаключение, дело не может обстоять иначе. 
     Итак, для одних вещей причина их необходимости - что-то иное, для других 
никакой такой причины нет, но благодаря им существует по необходимости иное. 
Так что необходимое в первичном и собственном смысле - это простое; с ним 
дело не может обстоять по-рзному, а значит, то так, то иначе, - в таком случае 
дело бы обстояло по-разному. Если поэтому существуют нечто вечное и 
неподвижное, в нем нет ничего насильственного или противного его естеству.
<.....................................>
____________________________________________________________________________________
п