Единым, или одним, называется то, что
едино привходящим образом, и то, что
едино само по себе. Привходящим образом едино, например, «Кориск и
образованное» и «образованный Кориск» (ибо одно и то же сказать «Кориск
и образованное» или
{44}
«образованный Кориск»); точно так же «образованное и справедливое»
и
«образованный, справедливый Кориск». Все это называется единым благодаря
чему-то привходящему: «справедливое и образованное» - потому, что то
и другое есть нечто привходящее для одной сущности, а «образованное» и
«Кориск» - потому, что первое есть привходящее для второго. Также в некотором
смысле и «образованный Кориск» - одно с «Кориском», потому что одна из
частей этого выражения (logos)
есть нечто привходящее для другой, а именно «образованное» для «Кориска»;
и «образованный Кориск» есть одно со «справедливым Кориском» потому что
одна
часть и того и другого выражения есть нечто привходящее для одного
и того же. Подобным же образом обстоит дело и тогда, когда привходящее
сказывается о роде
или о каком-нибудь общем имени, например: если говорят, что «человек»
и «образованный человек» - одно и то же: в самом деле, так говорят или
потому, что образованность есть нечто привходящее для человека как единой
сущности, или
потому, что и то и другое есть нечто привходящее для чего-то единичного,
например
для Кориска. Разница здесь лишь в том, что и то и другое присуще единичному
не
в одинаковом смысле, а одно из них присуще ему, можно сказать, как
род и как
нечто содержащееся в его сущности, а другое - как устойчивое или преходящее
состояние сущности.
Все, что называется единым благодаря чему-то
привходящему, называется так
в этом смысле. Что же касается того, что называется единым самим по
себе, то нечто
из этого называется так благодаря непрерывности, например: пучок -
благодаря
связанности, куски дерева - благодаря....); так же и линия, хотя бы
и изогнутая, но непрерывная, называется единой, как и каждая часть тела,
например нога и руки. А
из них непрерывное от природы едино в большей степени, нежели непрерывное
через искусство. Называется же непрерывным то, движение чего само по
себе едино
и что иное движение иметь не может; движение же едино у того, у чего
оно неделимо,
а именно неделимо во времени. А само по себе непрерывно то, что едино
не через соприкосновение; в самом деле, если положишь рядом друг с другом
куски дерева,
то ты не скажешь, что они нечто единое - один кусок дерева, или одно
тело, или
что-то другое непрерывное. И единым, таким образом, называется непрерывное
вообще, даже если оно изогнуто, а в еще большей мере - то, что не изогнуто
(например, голень или бедро - в большей мере, чем нога, так как движение
ноги может быть не
одно). И точно так же прямая линия едина в большей мере, нежели изогнутая;
а линию изогнутую и образующую угол мы называем и единой и не единой, так
как движение
ее частей может происходить и не одновременно и одновременно; напротив,
движение прямой линии всегда происходит одновременно; и ни одна часть
ее,
имеющая величину, не покоится, когда другая движется, в отличие от
линии
изогнутой.
Далее, в другом смысле едиными называются
вещи в силу того, что субстрат их неразличим по виду; а неразличим он у
тех вещей, вид которых неделим для
чувственного восприятия; субстрат же - это или первый, или последний
по
отношению к исходу. В самом деле, и вино называется единым, и вода
единой,
поскольку они неделимы по виду; и все жидкости называются едиными,
например,
масло, вино), и все плавкое также, потому что последний субстрат у
всех них один и
тот же: все они вода или воздух. Называется одним также и то, что принадлежит
к
одному роду, отличающемуся противолежащими друг другу видовыми отличиями;
и
все это называется единым, потому что род, лежащий в основе видовых
отличий,
один (например, лошадь, человек, собака суть нечто единое, поскольку
все они живые существа), и именно так же, как матерня одна. Иногда такие
вещи называются
едиными в этом смысле, а иногда - тождественными по отношению к высшему
роду:
если дело идет о последних видах рода, <[указывается] род более
высокий, чем эти>, например: треугольники равнобедренный и равносторонний
- это одна и та же
фигура, так как оба - треугольники, хотя и не одни и те же треугольники.
Далее, как
об
одном говорится о вещах, определение которых, обозначающее суть
их бытия, неделимо, если его сопоставить с другим определением, обозначающим
суть бытия
вещи (само по себе всякое определение делимо); в этом смысле и то,
что выросло
или убывает, едино, поскольку его определение едино, точно так же как
{45}
определение сущности [разных] плоскостей едино. И вообще в наибольшей
мере
едины те вещи, мысль о сути бытия которых неделима и не может отделить
их ни по времени, ни по месту, ни по определению, а из них-особенно те,
что принадлежат к сущностям. В самом деле, все, что не допускает деления,
вообще называется
единым, именно поскольку оно не допускает деления; например, если что-то
не
допускает деления как человек, то оно один человек; если же не допускает
деления
как живое существо, то оно одно живое существо; а если-как величина,
то оно одна величина. Большинство вещей называются едиными потому, что
едино то иное,
чти они или делают, или испытывают, или имеют, или к чему находятся
в каком- то отношении, но едиными в первичном смысле называются те вещи,
сущность которых одна. А одной она бывает или благодаря непрерывности,
или по виду, или по определению; мы ведь причисляем к множеству или не
непрерывное, или то, у чего
вид не один, или то, определение чего не одно. Далее, с одной стороны,
мы
называем единым что бы то ни было, если оно количество и непрерывно,
а с другой стороны, не называем, если оно не есть некоторое целое, т. е.
если оно не имеет
единой формы; например, мы не стали бы в подобном смысле говорить как
о чем-то едином о частях сандалии, увидев их сложенными как попало (разве
только ввиду их связности), а стали бы так говорить лишь тогда, когда они
сложены таким образом,
что образуют одну сандалию и уже имеют некоторую единую форму. Поэтому
из всех линий больше всего едина окружность, потому что она линия целая
и совершенная.
А существо единого - в том, что оно некоторым
образом есть начало числа, ибо
первая мера - это начало; ведь то, с помощью чего как первого познаем,
это первая
мера каждого рода; значит, единое - это начало того, что может быть
познано относительно каждого [рода]. Но единое - не одно и то же для всех
родов: то это
четверть тона, то гласный или согласный звук; нечто другое - для тяжести,
иное - для движения. Но везде единое неделимо или по количеству, или по
виду. А из того, что неделимо по количеству (и поскольку оно количество),
не делимое ни в каком направлении и не имеющее положения называется единицей,
а не делимое ни в
каком направлении и имеющее положение - точкой; делимое же в одном
направлении называется линией, в двух - плоскостью, по количеству во всех,
а именно в трех направлениях, телом. И обратно, делимое в двух направлениях
есть плоскость,
делимое в одном направлении - линия, а то, что ни в одном направлении
не делимо
по количеству, - точка или единица; не имеет положения единица, а имеет
положение точка.
Далее, одни вещи едины по числу, другие -
по виду, иные - по роду, а иные - по
соотношению (kat' analogian). По числу едины те, материя которых одна,
по виду-то, определение которых одно, по роду-то, которые принадлежат к
одной и той же категориальной форме, по соотношению - две вещи, которые
находятся друг к другу
в таком же отношении, как нечто третье к чему-то четвертому. При этом
последующие виды [единства] всегда сопутствуют предшествующим, например:
то,
что едино по числу, едино и по виду, но не все, что едино по виду,
едино и по числу;
в свою очередь по роду едино все, что едино и по виду, но не все, что
едино по роду, едино по виду, оно едино по соотношению; с другой стороны,
не все, что едино по соотношению, едино по роду. Очевидно также, что о
«многом» говорится противоположно тому, что говорится о «едином». Одни
вещи называются многими,
потому что они не непрерывны, другие потому, что у них материя-или
первая, или последняя-различима по виду, иные потому, что определений сути
их бытия больше,
чем одно.
<.....................................>
_______________________________________________________________________________________
|