КНИГА ПЯТАЯ
ГЛАВА ШЕСТАЯ
 

      Единым, или одним, называется то, что едино привходящим образом, и то, что 
едино само по себе. Привходящим образом едино, например, «Кориск и 
образованное» и «образованный Кориск» (ибо одно и то же сказать «Кориск и образованное» или 
{44} 
«образованный Кориск»); точно так же «образованное и справедливое» и 
«образованный, справедливый Кориск». Все это называется единым благодаря 
чему-то привходящему: «справедливое и образованное» - потому, что то и другое есть нечто привходящее для одной сущности, а «образованное» и «Кориск» - потому, что первое есть привходящее для второго. Также в некотором смысле и «образованный Кориск» - одно с «Кориском», потому что одна из частей этого выражения (logos) 
есть нечто привходящее для другой, а именно «образованное» для «Кориска»; и «образованный Кориск» есть одно со «справедливым Кориском» потому что одна 
часть и того и другого выражения есть нечто привходящее для одного и того же. Подобным же образом обстоит дело и тогда, когда привходящее сказывается о роде 
или о каком-нибудь общем имени, например: если говорят, что «человек» и «образованный человек» - одно и то же: в самом деле, так говорят или потому, что образованность есть нечто привходящее для человека как единой сущности, или 
потому, что и то и другое есть нечто привходящее для чего-то единичного, например 
для Кориска. Разница здесь лишь в том, что и то и другое присуще единичному не 
в одинаковом смысле, а одно из них присуще ему, можно сказать, как род и как 
нечто содержащееся в его сущности, а другое - как устойчивое или преходящее 
состояние сущности. 
     Все, что называется единым благодаря чему-то привходящему, называется так 
в этом смысле. Что же касается того, что называется единым самим по себе, то нечто 
из этого называется так благодаря непрерывности, например: пучок - благодаря 
связанности, куски дерева - благодаря....); так же и линия, хотя бы и изогнутая, но непрерывная, называется единой, как и каждая часть тела, например нога и руки. А 
из них непрерывное от природы едино в большей степени, нежели непрерывное 
через искусство. Называется же непрерывным то, движение чего само по себе едино 
и что иное движение иметь не может; движение же едино у того, у чего оно неделимо, 
а именно неделимо во времени. А само по себе непрерывно то, что едино не через соприкосновение; в самом деле, если положишь рядом друг с другом куски дерева, 
то ты не скажешь, что они нечто единое - один кусок дерева, или одно тело, или 
что-то другое непрерывное. И единым, таким образом, называется непрерывное 
вообще, даже если оно изогнуто, а в еще большей мере - то, что не изогнуто (например, голень или бедро - в большей мере, чем нога, так как движение ноги может быть не 
одно). И точно так же прямая линия едина в большей мере, нежели изогнутая; а линию изогнутую и образующую угол мы называем и единой и не единой, так как движение 
ее частей может происходить и не одновременно и одновременно; напротив, 
движение прямой линии всегда происходит одновременно; и ни одна часть ее, 
имеющая величину, не покоится, когда другая движется, в отличие от линии 
изогнутой. 
     Далее, в другом смысле едиными называются вещи в силу того, что субстрат их неразличим по виду; а неразличим он у тех вещей, вид которых неделим для 
чувственного восприятия; субстрат же - это или первый, или последний по 
отношению к исходу. В самом деле, и вино называется единым, и вода единой, 
поскольку они неделимы по виду; и все жидкости называются едиными, например, 
масло, вино), и все плавкое также, потому что последний субстрат у всех них один и 
тот же: все они вода или воздух. Называется одним также и то, что принадлежит к 
одному роду, отличающемуся противолежащими друг другу видовыми отличиями; и 
все это называется единым, потому что род, лежащий в основе видовых отличий, 
один (например, лошадь, человек, собака суть нечто единое, поскольку все они живые существа), и именно так же, как матерня одна. Иногда такие вещи называются 
едиными в этом смысле, а иногда - тождественными по отношению к высшему роду: 
если дело идет о последних видах рода, <[указывается] род более высокий, чем эти>, например: треугольники равнобедренный и равносторонний - это одна и та же 
фигура, так как оба - треугольники, хотя и не одни и те же треугольники. Далее, как 
об

одном говорится о вещах, определение которых, обозначающее суть их бытия, неделимо, если его сопоставить с другим определением, обозначающим суть бытия 
вещи (само по себе всякое определение делимо); в этом смысле и то, что выросло 
или убывает, едино, поскольку его определение едино, точно так же как 
{45} 
определение сущности [разных] плоскостей едино. И вообще в наибольшей мере 
едины те вещи, мысль о сути бытия которых неделима и не может отделить их ни по времени, ни по месту, ни по определению, а из них-особенно те, что принадлежат к сущностям. В самом деле, все, что не допускает деления, вообще называется 
единым, именно поскольку оно не допускает деления; например, если что-то не 
допускает деления как человек, то оно один человек; если же не допускает деления
как живое существо, то оно одно живое существо; а если-как величина, то оно одна величина. Большинство вещей называются едиными потому, что едино то иное, 
чти они или делают, или испытывают, или имеют, или к чему находятся в каком- то отношении, но едиными в первичном смысле называются те вещи, сущность которых одна. А одной она бывает или благодаря непрерывности, или по виду, или по определению; мы ведь причисляем к множеству или не непрерывное, или то, у чего
вид не один, или то, определение чего не одно. Далее, с одной стороны, мы 
называем единым что бы то ни было, если оно количество и непрерывно, а с другой стороны, не называем, если оно не есть некоторое целое, т. е. если оно не имеет 
единой формы; например, мы не стали бы в подобном смысле говорить как о чем-то едином о частях сандалии, увидев их сложенными как попало (разве только ввиду их связности), а стали бы так говорить лишь тогда, когда они сложены таким образом, 
что образуют одну сандалию и уже имеют некоторую единую форму. Поэтому из всех линий больше всего едина окружность, потому что она линия целая и совершенная. 
     А существо единого - в том, что оно некоторым образом есть начало числа, ибо 
первая мера - это начало; ведь то, с помощью чего как первого познаем, это первая 
мера каждого рода; значит, единое - это начало того, что может быть познано относительно каждого [рода]. Но единое - не одно и то же для всех родов: то это 
четверть тона, то гласный или согласный звук; нечто другое - для тяжести, иное - для движения. Но везде единое неделимо или по количеству, или по виду. А из того, что неделимо по количеству (и поскольку оно количество), не делимое ни в каком направлении и не имеющее положения называется единицей, а не делимое ни в 
каком направлении и имеющее положение - точкой; делимое же в одном направлении называется линией, в двух - плоскостью, по количеству во всех, а именно в трех направлениях, телом. И обратно, делимое в двух направлениях есть плоскость, 
делимое в одном направлении - линия, а то, что ни в одном направлении не делимо 
по количеству, - точка или единица; не имеет положения единица, а имеет положение точка.  
     Далее, одни вещи едины по числу, другие - по виду, иные - по роду, а иные - по 
соотношению (kat' analogian). По числу едины те, материя которых одна, по виду-то, определение которых одно, по роду-то, которые принадлежат к одной и той же категориальной форме, по соотношению - две вещи, которые находятся друг к другу 
в таком же отношении, как нечто третье к чему-то четвертому. При этом 
последующие виды [единства] всегда сопутствуют предшествующим, например: то, 
что едино по числу, едино и по виду, но не все, что едино по виду, едино и по числу; 
в свою очередь по роду едино все, что едино и по виду, но не все, что едино по роду, едино по виду, оно едино по соотношению; с другой стороны, не все, что едино по соотношению, едино по роду. Очевидно также, что о «многом» говорится противоположно тому, что говорится о «едином». Одни вещи называются многими, 
потому что они не непрерывны, другие потому, что у них материя-или первая, или последняя-различима по виду, иные потому, что определений сути их бытия больше, 
чем одно. 
<.....................................>
_______________________________________________________________________________________
п