Сущим называется, с одной стороны, то, что
существует как привходящее, с
другой - то, что существует само по себе. Как привходящее - например,
мы
говорим, что справедливый есть образованный, что человек есть образованный
и что образованный есть человек, приблизительно так же, как мы говорим,
что образованный в искусстве строит дом, потому что для домостроителя быть
образованным в искусстве или образованному в искусстве быть домостроителем,
- это нечто привходящее (ибо «вот это есть то» означает здесь, что вот
это есть привходящее для него). Так же
{46}
обстоит дело и в указанных случаях: когда мы говорим, что человек есть
образованный и что образованный есть человек, или что бледный есть образованный,
или что образованный есть бледный, в двух последних случаях
мы говорим, что оба свойства суть привходящее для одного и того же,
в первом случае - что свойство есть нечто привходящее для сущего; а когда
говорим, что образованный есть человек, мы говорим, что образованность
есть нечто
привходящее для человека. Точно так же говорится, что не-бледное есть,
ибо то,
для чего оно привходящее свойство, есть. Таким образом, то, чему приписывается
бытие в смысле привходящего, называется так или потому, что оба свойства
присущи одному и тому же сущему, или потому, что то, чему присуще свойство,
есть сущее, или потому, что есть само то, чему присуще свойство, о
котором оно
само сказывается.
Бытие же само по себе приписывается всему
тому, что обозначается через
формы категориального высказывания, ибо сколькими способами делаются
эти высказывания, в стольких же смыслах обозначается бытие. А так как одни
высказывания обозначают суть вещи, другие - качество, иные - количество,
иные - отношение, иные - действие или претерпевание, иные - «где», иные
- «когда», то сообразно с каждым из них те же значения имеет и бытие. Ибо
нет никакой
разницы
сказать: «человек есть здоровый» или «человек здоров», и точно
так же: «человек есть идущий или режущий» или же «человек идет или режет»;
и п
одобным образом во всех других случаях.
Далее, «бытие» и «есть» означают, что нечто
истинно, а «небытие» что оно не истинно, а ложно, одинаково при утверждении
и отрицании; например, высказывание «Сократ есть образованный» истинно,
или «Сократ есть не
бледный» тоже истинно; а высказывание «диагональ не есть несоизмеримая»
ложно.
Кроме того, бытие и сущее означают в указанных
случаях, что одно есть в возможности, другое - в действительности. В самом
деле, мы говорим «это есть видящее» и про видящее в возможности, и про
видящее в действительности. И
точно так же мы приписываем знание и тому, что в состоянии пользоваться
знанием, и тому, что на самом деле пользуется им. И покоящимся мы называем
и
то, что уже находится в покое, и то, что может находиться в покое.
То же можно сказать и о сущностях: ведь мы говорим, что в камне есть [изображение]
Гермеса
и что половина линии есть в линии, и называем хлебом хлеб еще не созревший.
А когда нечто есть в возможности и когда еще нет - это надо разобрать
в другом месте.
<.....................................>
___________________________________________________________________________________
|