КНИГА ПЯТАЯ
ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ
 

     О некоторых вещах говорят, что они нечто предшествующее («первее») и последующее, полагая, что в каждом роде есть нечто первое и некоторое начало; 
[нечто предшествующее] - поскольку они ближе к некоторому началу, определенному либо безусловно и от природы, либо в отношении чего-то, где-то и кем-то. А именно: одни вещи таковы по месту из-за большей близости либо к какому-нибудь месту, определенному от природы (например, к середине или к краю), либо к месту привходящему; а то, что дальше, есть нечто последующее. Другие предшествуют по времени: одно потому, что оно дальше от настоящего времени, например, в 
отношении прошлого (Троянская война прежде Мидийских, потому что она дальше отстоит от настоящего времени); другое потому, что оно ближе к настоящему 
времени, например, в отношении будущего: Немейские игры прежде Пифийских 
потому, что они ближе к настоящему времени, если настоящее время взять как начало 
и первое. Иное же предшествует в отношении движения, а именно то, что ближе к первому движущему, предшествует (например, мальчик ближе к нему, чем взрослый мужчина); а первое движущее также есть безусловно некоторое начало. Иные вещи первое по силе: то, что превосходит силою, т. е. то, что сильнее, первое; а таково то, чьему решению должно следовать другое, т. е. последующее, так что если первое не движет, то это другое не движется; если же первое движет, то оно движется; начало здесь - решение. Иные вещи первое в отношении порядка, а именно то, что находится ближе к чему-то одному определенному, по отношению к чему другие размещены согласно некоторому расчету, например второй в хоре первое третьего, и 
предпоследняя струна лиры первое последней: ведь в первом случае начало - предводитель хора, во втором - средняя струна. 
     Итак, все это обозначается как предшествующее («первое») в указанном смысле. 
А в другом смысле - то, что первое по познанию, полагая, что оно и безусловно 
первое; причем то, что первее для уразумения через определение (ta kata ton logon), различно от того, что первее для чувственного восприятия. В самом деле, для 
уразумения через определение первое общее, а для чувственного восприятия - 
единичное.

И для уразумения через определение привходящее первое целого, 
например: «образованное» первое «образованного человека», ибо определение как 
целое невозможно без части, хотя «образованного» не может быть, если нет кого-то, 
кто был бы образован. 
     Далее, как «то, что первое», обозначаются свойства того, что предшествует; 
например, прямизна предшествует гладкости: первое есть свойство линии самой по 
себе, второе - свойство плоскости. 
     Итак, одни вещи обозначаются как предшествующее и последующее в этом 
смысле, другие - сообразно природе и сущности, т. е. то, что может быть без другого, тогда как это другое без первого не может; таким различением пользовался Платон. 
А так как о бытии говорится в различных значениях, то, во-первых, субстрат первое, 
а потому сущность первое; во-вторых, по-разному первое то, что в возможности, и 
то, что в действительности. В самом деле, одно предшествует в возможности, другое 
в действительности; например, в возможности половина линии предшествует целой, часть-целому и материя - сущности, а в действительности все они нечто последующее, ибо лишь по разложении [предмета] они будут существовать в действительности. 
     Таким образом, в некотором смысле обо всем, о чем говорится как о 
предшествующем и последующем, говорится в только что-указанном значении; в 
самом деле, одни вещи могут быть без других, поскольку речь идет об их 
возникновении, как, например, целое без [отдельных] частей, другие - поскольку речь идет об их уничтожении (например, часть без целого). Подобным же образом обстоит дело и в остальных случаях. 
<.....................................>
_____________________________________________________________________________________
п