О некоторых вещах говорят, что они нечто предшествующее
(«первее») и последующее, полагая, что в каждом роде есть нечто первое
и некоторое начало;
[нечто предшествующее] - поскольку они ближе к некоторому началу, определенному
либо безусловно и от природы, либо в отношении чего-то, где-то и кем-то.
А именно: одни вещи таковы по месту из-за большей близости либо к какому-нибудь
месту, определенному от природы (например, к середине или к краю), либо
к месту привходящему; а то, что дальше, есть нечто последующее. Другие
предшествуют по времени: одно потому, что оно дальше от настоящего времени,
например, в
отношении прошлого (Троянская война прежде Мидийских, потому что она
дальше отстоит от настоящего времени); другое потому, что оно ближе к настоящему
времени, например, в отношении будущего: Немейские игры прежде Пифийских
потому, что они ближе к настоящему времени, если настоящее время взять
как начало
и первое. Иное же предшествует в отношении движения, а именно то, что
ближе к первому движущему, предшествует (например, мальчик ближе к нему,
чем взрослый мужчина); а первое движущее также есть безусловно некоторое
начало. Иные вещи первое по силе: то, что превосходит силою, т. е. то,
что сильнее, первое; а таково то, чьему решению должно следовать другое,
т. е. последующее, так что если первое не движет, то это другое не движется;
если же первое движет, то оно движется; начало здесь - решение. Иные вещи
первое в отношении порядка, а именно то, что находится ближе к чему-то
одному определенному, по отношению к чему другие размещены согласно некоторому
расчету, например второй в хоре первое третьего, и
предпоследняя струна лиры первое последней: ведь в первом случае начало
- предводитель хора, во втором - средняя струна.
Итак, все это обозначается как предшествующее
(«первое») в указанном смысле.
А в другом смысле - то, что первое по познанию, полагая, что оно и
безусловно
первое; причем то, что первее для уразумения через определение (ta
kata ton logon), различно от того, что первее для чувственного восприятия.
В самом деле, для
уразумения через определение первое общее, а для чувственного восприятия
-
единичное.
И для уразумения через определение привходящее первое целого,
например: «образованное» первое «образованного человека», ибо определение
как
целое невозможно без части, хотя «образованного» не может быть, если
нет кого-то,
кто был бы образован.
Далее, как «то, что первое», обозначаются
свойства того, что предшествует;
например, прямизна предшествует гладкости: первое есть свойство линии
самой по
себе, второе - свойство плоскости.
Итак, одни вещи обозначаются как предшествующее
и последующее в этом
смысле, другие - сообразно природе и сущности, т. е. то, что может
быть без другого, тогда как это другое без первого не может; таким различением
пользовался Платон.
А так как о бытии говорится в различных значениях, то, во-первых, субстрат
первое,
а потому сущность первое; во-вторых, по-разному первое то, что в возможности,
и
то, что в действительности. В самом деле, одно предшествует в возможности,
другое
в действительности; например, в возможности половина линии предшествует
целой, часть-целому и материя - сущности, а в действительности все они
нечто последующее, ибо лишь по разложении [предмета] они будут существовать
в действительности.
Таким образом, в некотором смысле обо всем,
о чем говорится как о
предшествующем и последующем, говорится в только что-указанном значении;
в
самом деле, одни вещи могут быть без других, поскольку речь идет об
их
возникновении, как, например, целое без [отдельных] частей, другие
- поскольку речь идет об их уничтожении (например, часть без целого). Подобным
же образом обстоит дело и в остальных случаях.
<.....................................>
_____________________________________________________________________________________
|