КНИГА ПЯТАЯ
ГЛАВА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ
 

     Качеством называется видовое отличие сущности, например: человек есть 
живое существо такого-то качества, потому что он двуногое существо а лошадь - потому что четвероногое и круг - фигура такого-то качества, ибо он фигура без 
углов, так что относящееся к сущности видовое отличие и есть качество. Таким образом, в одном смысле качеством называется видовое отличие в сущности, а в другом говорится о качестве в отношении неподвижного а именно в отношении математических предметов; так, числа имеют определенное качество, например 
числа сложные и простирающиеся не в одном только направлении, а такие, 
подобие которых плоскость и имеющее объем (сюда принадлежат числа, 
единожды и дважды помноженные сами на себя); и таково вообще то, что входит 
в сущность чисел помимо количества, ибо сущность каждого числа - это то, что 
онo единожды, например: сущность шести - не то, что имеется в шести дважды 
или трижды, а то, что оно единожды, ибо шесть есть единожды шесть; состояния движущихся сущностей, например тепло и холод. белизна и чернота, тяжесть и легкость и все тому подобное, изменение чего дает основание говорить, чти и 
тела становятся другими. 
{51} 
О качестве говорится и применительно к добродетели и пороку и вообще к 
дурному и хорошему. 
     Итак, о качестве можно, пожалуй, говорить в двух смыслах, причем один из них-важнейший, а именно качество в первичном смысле - это видовое отличие 
сущности

(сюда принадлежит и то качество, которое имеется в числах, ибо оно 
есть различие в сущностях, но не движущихся, пли не поскольку они движутся). 
А в другом смысле называются качеством состояния движущегося, поскольку оно движется, и различия в движениях. Добродетель и порок принадлежат к 
этим состояниям: они указывают на различия в движении или деятельности, в соответствии с которыми находящееся в движении действует или испытывает действие хорошо или плохо: ведь то, что способно двигаться или действовать 
вот так-то, хорошо, а то, что способно к этому вот так-то, а именно наоборот, - 
плохо. Хорошее и дурное означает качество больше всего у одушевленных 
существ, а из них особенно у тех, кто может действовать преднамеренно. 
<.....................................>
____________________________________________________________________________________
п