Качеством называется видовое отличие сущности,
например: человек есть
живое существо такого-то качества, потому что он двуногое существо
а лошадь - потому что четвероногое и круг - фигура такого-то качества,
ибо он фигура без
углов, так что относящееся к сущности видовое отличие и есть качество.
Таким образом, в одном смысле качеством называется видовое отличие в сущности,
а в другом говорится о качестве в отношении неподвижного а именно в отношении
математических предметов; так, числа имеют определенное качество, например
числа сложные и простирающиеся не в одном только направлении, а такие,
подобие которых плоскость и имеющее объем (сюда принадлежат числа,
единожды и дважды помноженные сами на себя); и таково вообще то, что
входит
в сущность чисел помимо количества, ибо сущность каждого числа - это
то, что
онo единожды, например: сущность шести - не то, что имеется в шести
дважды
или трижды, а то, что оно единожды, ибо шесть есть единожды шесть;
состояния движущихся сущностей, например тепло и холод. белизна и чернота,
тяжесть и легкость и все тому подобное, изменение чего дает основание говорить,
чти и
тела становятся другими.
{51}
О качестве говорится и применительно к добродетели и пороку и вообще
к
дурному и хорошему.
Итак, о качестве можно, пожалуй, говорить
в двух смыслах, причем один из них-важнейший, а именно качество в первичном
смысле - это видовое отличие
сущности
(сюда принадлежит и то качество, которое имеется в числах,
ибо оно
есть различие в сущностях, но не движущихся, пли не поскольку они движутся).
А в другом смысле называются качеством состояния движущегося, поскольку
оно движется, и различия в движениях. Добродетель и порок принадлежат к
этим состояниям: они указывают на различия в движении или деятельности,
в соответствии с которыми находящееся в движении действует или испытывает
действие хорошо или плохо: ведь то, что способно двигаться или действовать
вот так-то, хорошо, а то, что способно к этому вот так-то, а именно
наоборот, -
плохо. Хорошее и дурное означает качество больше всего у одушевленных
существ, а из них особенно у тех, кто может действовать преднамеренно.
<.....................................>
____________________________________________________________________________________
|