О лишенности говорится, когда вещь не имеет
чего-то, что некоторым от природы свойственно иметь, хотя бы ей самой и
не было от природы свойственно иметь это,
как, например, говорится, что растение лишено глаз; когда вещь не имеет
чего-нибудь, хотя либо ей самой, либо ее роду от природы свойственно иметь
это; например, не в одинаковом смысле лишены зрения слепой человек и крот:
крот лишен его по роду, а человек - сам по себе; когда вещь не имеет чего-то,
что от природы ей свойственно
иметь, и именно к такому-то времени: слепота есть некоторая лишенность,
но слепым называется не тот, кто лишен зрения в любом возрасте, а тот,
кто лишен его в том возрасте, когда ему от природы свойственно его иметь,
а он его не имеет. Подобным
же образом о Лишенности говорится, когда нечто не имеет того, в чем,
в силу чего,
для чего и каким способом ему от природы свойственно иметь его; лишением
называется насильственное отнятие чего-то.
{54}
И сколько имеется значений у отрицаний, начинающихся
с «без» или «не», в
стольких же значениях говорится и о лишенности: так, неравным называется
нечто потому, что в нем нет равенства, хотя оно свойственно ему от природы;
невидимым -
и
потому, что у него вообще нет цвета, и потому, что оно имеет плохо
видимый цвет; безногим - и потому, что у него вообще нет ног, и потому,
что у него ноги слабые.
Далее, такие отрицания приписываются вещи потому, что она что-то имеет
в незначительной мере, например плод без косточек; это значит, что он некоторым
образом негоден. Далее - потому, что нечто делается не легко или плохо;
например, неразрезаемым называется нечто не только потому, что оно не разрезается,
но и
потому, что оно разрезается не легко или не хорошо. Далее - потому,
что вещь
вообще не имеет чего-то: слепым называется не одноглазый, а тот, у
кого оба глаза лишены зрения. Поэтому не всякий хорош или плох, справедлив
или несправедлив,
а есть а нечто среднее между ними.
<.....................................>
______________________________________________________________________________________
|