То, что мы ищем, - это начала и причины существующего,
притом, конечно,
поскольку оно существующее. А именно: имеется некоторая причина здоровья
и
хорошего самочувствия, а также начала, элементы и причины математических
предметов, и вообще всякое знание, основанное на рассуждениях или каким-то
образом причастное рассуждению, имеет своим предметом более или менее
точно определенные причины и начала. Но всякое такое знание имеет дело
с одним определенным сущим и одним определенным родом, которым оно ограничивается,
а не с сущим вообще и не поскольку оно сущее, и не дает никакого обоснования
для
сути предмета, а исходит из нее: в одном случае показывая ее с помощью
чувственного восприятия, в другом-принимая ее как предпосылку, оно
с большей
или меньшей строгостью доказывает то, что само по себе присуще тому
роду, с
которым имеет дело. А потому ясно, что на основе такого рода наведения
получается не доказательство сущности или сути предмета, а некоторый
другой
способ их показа; и точно так же такие знания ничего не говорят о том,
существует
ли или не существует тот род, с которым они имеют дело, ибо одна и
та же
деятельность рассуждения должна выяснить, что есть предмет и есть ли
он.
Так как учение о природе также имеет теперь
дело с некоторым родом сущего, а
именно с такой сущностью, которая имеет начало движения и покоя в самой
себе, то
ясно, что оно учение не о деятельности и не о творчестве (ведь творческое
начало находится в творящем, будь то ум, искусство или некоторая способность,
а деятельное начало - в деятеле как его решение, ибо сделанное и решенное-это
одно
и то же); поэтому если всякое рассуждение направлено либо на деятельность
или
на творчество, либо на умозрительное, то учение о природе должно быть
умозрительным, но умозрительным знанием лишь о таком сущем, которое
способно двигаться, и о выраженной в определении (kata ton logon) сущности,
которая по
большей части не существует отдельно [от материи]. Не должно остаться
незамеченным, каковы суть бытия вещи и ее определение, ибо исследовать
без них -
это все равно что не делать ничего. Из определяемых предметов и их
сути одни
можно сравнить с «курносым», другие - с «вогнутым»: они отличаются
друг от друга
{58}
тем, что «курносое» есть нечто соединенное с материей (ведь «курносое»
-это
«вогнутый» нос), а вогнутость имеется без чувственно воспринимаемой
материи.
Так вот, если о всех природных вещах говорится в таком же смысле, как
о курносом,
например: о носе, глазах, лице, плоти, кости, живом существе вообще,
о листе, корне, коре, растении вообще (ведь определение ни одной из них
невозможно, если не принимать во внимание движение; они всегда имеют материю),
то ясно, как нужно,
когда
дело идет об этих природных вещах, искать и определять их суть
и
почему исследование души также отчасти относится к познанию природы,
а именно постольку, поскольку душа не существует без материи.
Что учение о природе, таким образом, есть
учение умозрительное, это очевидно
из сказанного. Но и математика - умозрительная наука. А есть ли она
наука о неподвижном и существующем отдельно, это сейчас не ясно, однако
ясно, что
некоторые математические науки рассматривают свои предметы как неподвижные
и как существующие отдельно. А если есть нечто вечное, неподвижное
и
существующее отдельно, то его, очевидно, должна познать наука умозрительная,
однако оно должно быть предметом не учения о природе (ибо последнее
имеет дело
с чем-то подвижным) и не математика, а наука, которая первее обоих.
В самом деле, учение о природе занимается предметами, существующими самостоятельно,
но не неподвижными; некоторые части математики исследуют хотя и неподвижное,
однако,
пожалуй, существующее не самостоятельно, а как относящееся к материи;
первая же философия исследует самостоятельно существующее и неподвижное.
А все причины должны быть вечными, особенно же эти, ибо они причины тех
божественных
предметов которые нам являются.
Таким образом, имеются три умозрительных учения:
математика, учение о
природе, учение о божественном (совершенно очевидно, что если где-то
существует
божественное, то ему присуща именно такая природа), и достойнейшее
знание
должно иметь своим предметом достойнейший род [сущего]. Так вот, умозрительные
науки предпочтительнее всех остальных, а учение о божественном предпочтительнее
других умозрительных наук. В самом деле, мог бы возникнуть вопрос, занимается
ли первая философия общим или каким-нибудь одним родом [сущего], т. е.
какой-нибудь одной сущностью (physis): ведь неодинаково обстоит дело
и в математических науках: геометрия и учение о небесных светилах занимаются
каждая определенной сущностью (physis), а общая математика простирается
на все. Если пет какой-либо другой сущности (oysia), кроме созданных природой,
то первым учением
было бы учение о природе. Но если есть некоторая неподвижная сущность,
то она
Первее и учение о ней составляет первую философию, притом оно общее
[знание]
в том смысле, что оно первое. Именно первой философии надлежит исследовать
сущее как сущее - что оно такое и каково все присущее ему как сущему.
>
______________________________________________________________________________________
|