КНИГА СЕДЬМАЯ
ГЛАВА ВОСЬМАЯ
 

     Так как то, что возникает, возникает вследствие? чего-нибудь (так я называю то, 
откуда возникновение берет свое начало) и из чего-то (это пусть будет не Лишенность, 
а материя: мы уже установили, что мы под этим разумеем) и становится чем-то 
(это-шар, круг или какая угодно другая вещь), то подобно тому как не создается 
субстрат (медь), так не создается и шар [как таковой], разве только привходящим 
образом, потому что медный шар есть шар, а создается этот медный шар. 
Действительно, делать определенное нечто - значит делать определенное нечто из субстрата как такового (holes). Я хочу сказать, что делать медь круглой не значит делать круглое, или шар [как таковой], а значит делать нечто иное, именно осуществлять эту форму в чем-то другом, ибо если бы делали эту форму, ее надо было бы делать из 
чего-то другого - это ведь было [у нас] принято (например, делают медный шар, и 
делают это таким образом, что из этого вот, а именно из меди, делают вот это, а 
именно шар); если же делали бы и самый шар, то ясно, что его делали бы таким же образом, и одно возникновение шло бы за другим до 
{68} 
бесконечности. Очевидно, таким образом, что форма (или как бы ни называли образ 
в чувственно воспринимаемой вещи) так же не становится и не возникает, равно как 
не возникает суть бытия вещи (ибо форма есть то, что возникает е другом либо через искусство, либо от природы, либо той или иной способностью). А то, что делает человек,-это медный шар, ибо он делает его из меди и шара [как фигуры]: он придает форму вот этой меди, и получается медный шар. Если бы имело место возникновение бытия шаром вообще, то [и здесь] одно должно было бы возникать из другого, ибо возникающее всегда должно быть делимым, и одно будет вот это, другое - то, а 
именно одно - материя, другое - форма. Если поэтому шар есть фигура, [все точки поверхности] которой одинаково отстоят от срединной точки, то это будет, с одной стороны, то, что объемлет создаваемое, с другой - объемлемое им, а целое будет то, 
что возникло,-таков, например, медный шар. Итак, из сказанного очевидно, что то, 
что обозначено как форма или сущность, не возникает, а возникает сочетание, получающее от нее свое наименование, и что во всем возникающем есть материя, 
так что одно [в нем] есть материя, а другое - форма. 
    

Так вот, существует ли какой-нибудь шар помимо вот этих отдельных шарап или 
дом помимо [сделанных из] кирпичей? Или же [надо считать, что] если бы это было 
так, то определенное нечто никогда бы и не возникло. А [формат] означает 
«такое-то», а не определенное «вот это»; делают же и производят из «вот этого» «такое-то», и, когда вещь произведена, она такое-то нечто (tode loionde). А «вот это» 
целое, Каллий или Сократ, существует так же, как «вот этот медный шар», тогда как человек и живое существо - как медный шар вообще. Поэтому очевидно, что «формы 
как причина» - некоторые обычно так обозначают Эйдосы, - если такие существуют помимо единичных вещей, не имеют никакого значения для какого-либо 
возникновения и для сущностей и что по крайней мере не на этом основании они сущности, существующие сами по себе. В некоторых случаях совершенно очевидно, 
что рождающее таково же, как и рождаемое, однако не то же самое и составляет с ним одно не по числу, а по виду, как, например, у природных вещей (ведь человек 
рождает человека), разве только возникает что-то вопреки природе, как, например, 
когда конь рождает мула (впрочем, и здесь дело обстоит сходным образом: то, что 
могло бы быть общим для коня и для осла как ближайший к ним род, не имеет наименования, но этот общий род был бы, можно сказать, и тем и другим, и именно 
таков мул). Поэтому очевидно, что нет никакой надобности полагать Эйдос как 
образец (ведь Эйдосы скорее всего можно было бы искать именно в этой области, 
ибо природные вещи - сущности в наибольшей мере); достаточно, чтобы 
порождающее создавало и было причиной [осуществления] формы в материи. А 
целое - это уже такая-то форма в этой вот плоти и кости, Каллий и Сократ; и они различны по материи (ведь она у них различная), но одно и то же по виду, ибо вид неделим. 
<.....................................>
______________________________________________________________________________________
п