Так как то, что возникает, возникает вследствие?
чего-нибудь (так я называю то,
откуда возникновение берет свое начало) и из чего-то (это пусть будет
не Лишенность,
а материя: мы уже установили, что мы под этим разумеем) и становится
чем-то
(это-шар, круг или какая угодно другая вещь), то подобно тому как не
создается
субстрат (медь), так не создается и шар [как таковой], разве только
привходящим
образом, потому что медный шар есть шар, а создается этот медный шар.
Действительно, делать определенное нечто - значит делать определенное
нечто из субстрата как такового (holes). Я хочу сказать, что делать медь
круглой не значит делать круглое, или шар [как таковой], а значит делать
нечто иное, именно осуществлять эту форму в чем-то другом, ибо если бы
делали эту форму, ее надо было бы делать из
чего-то другого - это ведь было [у нас] принято (например, делают медный
шар, и
делают это таким образом, что из этого вот, а именно из меди, делают
вот это, а
именно шар); если же делали бы и самый шар, то ясно, что его делали
бы таким же образом, и одно возникновение шло бы за другим до
{68}
бесконечности. Очевидно, таким образом, что форма (или как бы ни называли
образ
в чувственно воспринимаемой вещи) так же не становится и не возникает,
равно как
не возникает суть бытия вещи (ибо форма есть то, что возникает е другом
либо через искусство, либо от природы, либо той или иной способностью).
А то, что делает человек,-это медный шар, ибо он делает его из меди и шара
[как фигуры]: он придает форму вот этой меди, и получается медный шар.
Если бы имело место возникновение бытия шаром вообще, то [и здесь] одно
должно было бы возникать из другого, ибо возникающее всегда должно быть
делимым, и одно будет вот это, другое - то, а
именно одно - материя, другое - форма. Если поэтому шар есть фигура,
[все точки поверхности] которой одинаково отстоят от срединной точки, то
это будет, с одной стороны, то, что объемлет создаваемое, с другой - объемлемое
им, а целое будет то,
что возникло,-таков, например, медный шар. Итак, из сказанного очевидно,
что то,
что обозначено как форма или сущность, не возникает, а возникает сочетание,
получающее от нее свое наименование, и что во всем возникающем есть материя,
так что одно [в нем] есть материя, а другое - форма.
Так вот, существует ли какой-нибудь шар помимо
вот этих отдельных шарап или
дом помимо [сделанных из] кирпичей? Или же [надо считать, что] если
бы это было
так, то определенное нечто никогда бы и не возникло. А [формат] означает
«такое-то», а не определенное «вот это»; делают же и производят из
«вот этого» «такое-то», и, когда вещь произведена, она такое-то нечто (tode
loionde). А «вот это»
целое, Каллий или Сократ, существует так же, как «вот этот медный шар»,
тогда как человек и живое существо - как медный шар вообще. Поэтому очевидно,
что «формы
как причина» - некоторые обычно так обозначают Эйдосы, - если такие
существуют помимо единичных вещей, не имеют никакого значения для какого-либо
возникновения и для сущностей и что по крайней мере не на этом основании
они сущности, существующие сами по себе. В некоторых случаях совершенно
очевидно,
что рождающее таково же, как и рождаемое, однако не то же самое и составляет
с ним одно не по числу, а по виду, как, например, у природных вещей (ведь
человек
рождает человека), разве только возникает что-то вопреки природе, как,
например,
когда конь рождает мула (впрочем, и здесь дело обстоит сходным образом:
то, что
могло бы быть общим для коня и для осла как ближайший к ним род, не
имеет наименования, но этот общий род был бы, можно сказать, и тем и другим,
и именно
таков мул). Поэтому очевидно, что нет никакой надобности полагать Эйдос
как
образец (ведь Эйдосы скорее всего можно было бы искать именно в этой
области,
ибо природные вещи - сущности в наибольшей мере); достаточно, чтобы
порождающее создавало и было причиной [осуществления] формы в материи.
А
целое - это уже такая-то форма в этой вот плоти и кости, Каллий и Сократ;
и они различны по материи (ведь она у них различная), но одно и то же по
виду, ибо вид неделим.
<.....................................>
______________________________________________________________________________________
|