Может вызвать недоумение вопрос, почему одно
возникает и через искусство, и самопроизвольно, например здоровье, а другое
нет, например дом. Причина в том,
что [в одних случаях] материя, которая кладет начало возникновению
при создавании
и возникновении чего-то через искусство и в которой имеется какая-то
часть [возникающей] вещи, отчасти такова, что может двигаться сама собой,
а отчасти нет,
и в первом случае она отчасти в состоянии двигаться определенным образом,
а
отчасти не в состоянии: ведь многое хотя и может двигаться само собой,
но не в состоянии делать это определенным образом, например плясать.
Поэтому те вещи, материя которых именно такого рода (например, камни),
одним определенным образом двигаться не в состоянии, разве только с помощью
другого,
однако иным образом могут. И так же обстоит дело с огнем. Вот почему
одни вещи
не возникнут без человека, обладающего умением их делать, а другие
возникнут,
ибо будут приведены в движение тем, что хотя и не обладает таким умением,
но само может быть приведено в движение или с помощью другого, не обладающего
таким умением, или благодаря какой-нибудь [своей] части. Вместе с тем из
сказанного ясно также, что в некотором смысле все [создаваемые искусством]
вещи возникают или из одноименного с ними (так же, как и природные вещи),
например дом - из
{69}
дома как созданного умом (ибо искусство-это форма), или из какой-нибудь
своей одноименной части, или же из того, что содержит в себе некоторую
часть
[создаваемой вещи], если вещь возникает не привходящим образом: ведь
причина, по которой создается что-нибудь, есть первичная часть, сама по
себе сущая. В самом деле, теплота от движения породила теплоту в теле,
а это - или здоровье, или часть его,
или же ему сопутствует какая-нибудь часть здоровья, либо само здоровье;
поэтому о теплоте и говорится, что она содействует здоровью, ибо то содействует
здоровью,
чему сопутствует и что имеет своим последствием теплота [в теле].
Стало быть, так же как в умозаключениях, сущность
есть начало всего, ибо из сути вещи исходят умозаключения, а здесь-виды
возникновения. И также, как в этих
случаях, обстоит дело и с тем, что возникает естественным путем. Ибо
семя
порождает
[живое] так же, как умение - изделия; оно содержит в себе
форму в
возможности, и то, от чего семя, в некотором отнoшении одноименно [с
тем, что возникает] (ибо не следует думать, что все так же порождается,
как человек от
человека: ведь и женщина происходит от мужчины); иначе бывает лишь
в случаях отклонения от порядка вещей, поэтому мул происходит не от мула.
Что же касается
того, чти возникает самопроизвольно, то дело обстоит здесь так же,
как там,-оно получается у того, материя чего способна и сама собой приходить
в то движение, в которое приводит семя; а там, где этой способности нет,
возникновение вещи
возможно не иначе как через такие же самые вещи.
И не только в отношении сущности это рассуждение
доказывает, что форма не возникает; оно одинаково применимо ко всем основным
[родам сущего]: и к
количеству, и к качеству, и ко всем остальным родам сущего. Ибо подобно
тому как возникает медный шар, но не шар и не медь, и как это бывает с
медью, если она
возникает (воль материя и форма здесь всегда должны уже быть налицо),
так же
обстоит дело и с сутью вещи, и с качеством ее, и с количеством, и одинаково
с остальными родами сущего: ведь возникает не качество, а кусок дерева
такого-то
качества, не величина, а кусок дерева или живое существо такой-то величины.
А как особенность сущности можно из этих примеров извлечь, что одной сущности
необходимо должна предшествовать другая сущность, которая создает ее,
находясь
в состоянии осуществленности, например живое существо, если возникает
живое существо; между тем нет необходимости, чтобы какое-нибудь качество
или
количество предшествовало [другому], разве только в возможности.
<.....................................>
______________________________________________________________________________________
|