Так как определение - это обозначение, а всякое
обозначение имеет части и так
же, как обозначение относится к предмету, так и часть его относится
к части предмета,
то возникает затруднение, должно ли обозначение отдельных частей содержаться
в обозначении целого или нет. В некоторых случаях оно явно содержится в
нем, в
других нет. Обозначение круга не включает в себя обозначения отрезков,
а в
обозначении слога содержится обозначение его элементов, хотя и круг
делится на
отрезки так же, как слог - на элементы. Кроме того, если части предшествуют
(protera) целому, а острый угол - часть прямого, и палец - часть живого
существа, то можно
было бы подумать, что острый угол предшествует прямому и палец предшествует
человеку. По-видимому, однако, эти последние Первее (protera): ведь обозначение
первых дается на основе последних, которые Первее и потому, что могут
существовать без первых.
А впрочем, о части говорится в различных значениях,
и одно из них - мера, прилагаемая к количеству. Но это оставим в стороне,
а исследуем то, из чего как
частей состоит сущность. Так вот, если материя - это одно, форма-другое,
то, чти
из них,-третье, а сущность есть и материя, и форма, и то, что из них,
те в одном
смысле и о материи говорится как о часта чего-то, а в другом - нет,
а как о части
говорится лини о том, из чего состоит обозначение формы. Так, плота
не есть часть вогнутости (ведь она та материя, на ко тарой образуется вогнутость),
во она часть курносости; и медь есть часть изваяния как целого, но нечаем
изваяния, поскольку
под ним подразумевается форма (ведь говоря о какой-либо вещи, следует
разуметь
форму или вещь, поскольку она имеет форму, но никогда не
{70}
следует подразумевать под вещью материальное, как оно есть само по
себе). Вот
почему обозначение круга не заключает в себе обозначения отрезков а
в обозначение слога входит обозначение элементов ибо элементы слога суть
части обозначения
формы, a не материи, между тем отрезки круга - это часта в смысле материи,
в
которой осуществляется [форма]; все же они ближе к форме, нежели медь,
когда меде придается круглость. А в некотором смысле и не вес элементы
слога будут входить
в его обозначение: например, эти вот [буквы, начертанные] на воске,
иле [звуки, производимые] в воздухе: ведь и они составляют часть слога
как материя, воспринимаемая чувствами. Да и линия исчезает, если ее делить
на половины, или человек [исчезает], если его разлагать на кости, жилы
и плоть, однако это не значит,
что они состоят из названных [элементов] как из частей сущности, -
они состоят из
них как из материи, и это части составного целого, но уже не части
формы, т. е. того.
что содержится в обозначении, а потому они и не входят в обозначение.
Так вот, в
одних обозначениях будет содержаться обозначение таких частей, в других
оно содержаться не должно, если это не обозначение составного целого; поэтому
некоторые вещи состоят из указанных частей как из начал, на которые
они
разлагаются, переставая существовать, а некоторые не состоят. То, что
есть
соединение формы и материи, например курносое и медный круг, разлагается
на указанные составные части, и материя есть их часть; а то. что не соединено
с
материей, но имеется без матерна и обозначение чего касается только
формы, не
исчезает ни вообще, ни во всяком случае таким именно образом; так что
для
названных выше вещей это [материальное] составляет начала и части,
но оно не
части и не начала формы. И поэтому глиняное изваяние превращается в
глину,
медный шар - в медь и Каллий - в плоть и кости; так же круг распадается
на отрезки,
ибо он есть нечто соединенное с материей; одним ведь именем обозначается
и круг
как таковой, и единичный круг, потому что не для [всех] единичных вещей
есть
особое имя.
Итак, об этом сказано правильно; все же, возвращаясь
к этому вопросу, скажем еще яснее. Части обозначения, на которые такое
обозначение разделяется, предшествуют
ему или все или некоторые из них. А в обозначение прямого угла не входит
обозначение острого угла; напротив, обозначение острого угла включает
в себя обозначение прямого, ибо тот, кто дает определение острого угла,
пользуется прямым,
а именно «острый угол меньше прямого». И подобным же образом обстоит
дело и с кругом и полукругом: полукруг определяется через круг, и палец
- через целое, ибо
палец - это «такая-то часть человека». Поэтому те части, которые таковы
как материя
и на которые вещь распадается как на материю, суть нечто последующее;
а те,
которые
даны как части обозначения и выраженной в определении сущности,
предшествуют - или все, или некоторые. А так как душа живых существ
(составляющая сущность одушевленного) есть соответствующая обозначению
сущность - форма и суть бытия такого-то тела (ведь любую часть подобного
тела,
если давать ее надлежащее определение, в самом деле нельзя будет определять,
не
указав ее отправления, которое не будет иметь места без чувственного
восприятия),
то ее части - или все, или некоторые - будут предшествовать живому
существу как составному целому (и одинаковым образом обстоит дело в каждом
отдельном
случае); а тело и его части - нечто последующее по отношению к этой
сущности, и на них как на материю распадается не сущность, а составное
целое. Так
вот, для составного целого эти телесные части в некотором смысле предшествуют,
а
в некотором нет: ведь отдельно они не могут существовать. Действительно,
не во
всяком состоянии палец есть палец живого существа, а омертвевший палец
есть
палец только по имени. Но некоторые телесные части существуют вместе
[с целым] - главные части, в которых как первом заключается форма (logos),
т. е. сущность
вещи, - это может быть, например, сердце или мозг (безразлично ведь,
чти из них
обоих таково). А человек, лошадь и все, что подобным образом обозначает
единичное, но как общее обозначение, - это не сущность, а некоторое
целое,
составленное из вот этой формы (logos) и вот этой материи, взятых как
общее.
Единичное же из последней материи - это уже Сократ, и так же во всех
остальных случаях. Итак, части бывают и у формы (формой я называю
{71}
суть бытия вещи), и у целого, составленного из формы и материи, и у
самой материи.
Но части обозначения - это только части формы, и обозначение касается
общего, ибо бытие кругом и круг, бытие душой и душа - одно и то же. А уже
для составных целых, например для вот этого круга и для любого отдельного
из них, будет ли это круг, воспринимаемый чувствами или постигаемый умом
(умопостигаемым я называю, например, круги математические, чувственно воспринимаемыми,
например,- медные
или деревянные), определения не бывают, но они познаются посредством
мысли или чувственного восприятия; а если они перестали быть [предметом
познания] в действительности, то не ясно, существуют ли они еще или нет,
но они всегда обозначаются и познаются при помощи общего обозначения. Материя
же сама по
себе не познается. А есть, с одной стороны, материя, воспринимаемая
чувствами, а
с другой-постигаемая умом; воспринимаемая чувствами, как, например,
медь, дерево
или всякая движущаяся материя, а постигаемая умом - та, которая находится
в
чувственно воспринимаемом не поскольку оно чувственно воспринимаемое,
например предметы математики.
Итак, сказано, как обстоит дело с целым и
частью, с тем, что есть предшествующее,
и с тем, что есть последующее. А если кто спросит, будет ли
предшествовать прямая, круг и живое существо или же то, на что они
делятся и из
чего состоят, т. е. их части, - то следует сказать, что ответить на
это не просто. Если
душа есть живое существо как одушевленное, а душа каждого отдельного
живого
существа - оно само, круг - то же, что бытие кругом, прямой угол -
то же, что бытие прямым углом и сущность прямого угла, то, правда, некоторые
целые и по сравнению
с некоторыми частями надо признать чем-то последующим, например, по
сравнению
с частями обозначения и с частями отдельного прямого угла (ведь и материальный
медный прямой угол, и точно так же прямой угол, заключенный в двух отдельных
линиях, есть нечто последующее); нематериальный же угол есть, правда,
нечто последующее по сравнению с частями, входящими в обозначение угла,
но
предшествует частям, находящимся в единичном. Просто, однако, нельзя
ответить на
этот вопрос. Если же душа есть нечто иное, чем живое существо, т. е.
не есть то же,
что оно, то и в этом случае следует признать, что, как было сказано,
одни части предшествуют, а другие нет.
<.....................................>
______________________________________________________________________________________
|