Из сказанного надлежит сделать выводы и, подводя
итог, завершить [эту часть] исследования. Так вот, было сказано, что предмет
настоящего исследования -
причины, начала и элементы сущностей. Что же касается сущностей, то
одни из них признаются всеми, а относительно некоторых кое-кем был высказан
особый взгляд.
Общепризнаны естественные сущности, такие, как огонь, земля, вода,
воздух и
прочие простые тела, далее - растения и их части, а также животные
и части
животных, наконец Вселенная и части Вселенной; а особо некоторые называют
{79}
сущностями Эйдосы и математические предметы. Из наших же рассуждений
следует,
что имеются другие сущности - суть бытия вещи и субстрат. Далее, согласно
иному взгляду (аllos), род есть сущность в большей мере, нежели виды, и
общее - в большей
мере, нежели единичное. А с общим и с родом связаны также и идеи: их
считают сущностями на том же самом основании. А так как суть бытия вещи
есть сущность, обозначение же сути бытия вещи есть определение, то были
даны разъяснения относительно определения и того, чти существует само по
себе. Поскольку же определение - это обозначение, а обозначение имеет части,
необходимо было также выяснить, какие части принадлежат к сущности, а какие
нет, и составляют ли первые также части определения. Далее, мы также видели,
что ни общее, ни род не есть
сущность; что же касается идей и математических предметов, то их надо
рассмотреть
в дальнейшем: ведь некоторые признают их сущностями помимо чувственно
воспринимаемых.
Теперь разберем, как обстоит дело с сущностями
общепризнанными. Они сущности, воспринимаемые чувствами; а все сущности,
воспринимаемые чувствами, имеют материю. И субстрат есть сущность; в одном
смысле это материя (я разумею здесь под материей то, что, не будучи определенным
нечто в действительности, таково в возможности), в другом-существо (1оgоs),
или форма-то, что как определенное сущее может быть отделено [только] мысленно,
а третье - это то, что состоит из материи и формы, что одно только подвержено
возникновению и уничтожению и безусловно существует отдельно, ибо из сущностей,
выраженных в определении, одни
существуют
отдельно, а другие нет.
Что и материя есть сущность, это ясно: ведь
при всех противоположных друг другу изменениях имеется их субстрат, например:
при изменении в пространстве - то, что сейчас здесь, а затем в другом месте,
при росте - то, что сейчас такого-то размера, а
затем меньшего или большего размера, при превращениях - то, что сейчас
здорово, а
затем поражено болезнью; и подобным же образом при изменениях в своей
сущности таково то, что теперь возникает, а затем уничтожается и что теперь
есть субстрат как определенное нечто, а затем есть субстрат в смысле Лишенности.
И этому изменению сопутствуют остальные, тогда как одному или двум изменениям
другого рода оно не сопутствует; в самом деле, если нечто имеет материю,
изменяющуюся в пространстве,
то вовсе не необходимо, чтобы оно имело материю и для возникновения
или уничтожения. А какова разница между возникновением в безотносительном
смысле
и возникновением в относительном смысле, об этом сказано в сочинениях
о природе.
>
______________________________________________________________________________________
|