Что же касается сущности материальной, то не
надо упускать из виду, что, если
даже все происходит из одного и того же первоначала или из одних и
тех же
первоначал и материя как начало всего возникающего одна и та же, тем
не менее
каждая вещь имеет некоторую свойственную лишь ей материю, например:
первая
материя слизи - сладкое и жирное, желчи - горькое или еще что-нибудь,
хотя, гложет быть, они происходят из одной и той же материи. А несколько
материй
{82}
бывает у одного и того же тогда, когда одна материя есть материя для
другой,
например: слизь возникает из жирного и сладкого, если жирное возникает
из
сладкого, а из желчи возникает слизь, поскольку желчь, разлагаясь,
обращается в свою первую материю. Ибо одно возникает из другого двояко
- или оно есть дальнейшее развитие другого, или это другое обратилось в
свое начало. С другой стороны, из
одной материи могут возникать различные вещи, если движущая причина
разная, например из дерева - и ящик и ложе. А у некоторых вещей, именно
потому, что они разные, материя необходимо должна быть разной, например:
пила не может
получиться
из дерева, и это не зависит от движущей причины: ей не сделать
пилу из шерсти или дерева. Если поэтому одно и то же может быть сделано
из разной
материи, то ясно, что искусство, т. е. движущее начало, должно быть
одно и то же:
ведь если бы и материя и движущее были разными, то разным было бы и
возникшее.
Так вот, если отыскивают причину, то, поскольку о ней можно говорить
в разных значениях, следует указывать все причины, какие возможно. Например:
что
составляет материальную причину человека? Не месячные ли выделения?
А что - как
движущее? Не семя ли? Что - как форма? Суть его бытия. А что - как
конечная
причина? Цель (и те и другое, пожалуй, одно и то же). А причины следует
указывать ближайшие;
<.....................................>
______________________________________________________________________________________
|