КНИГА ВОСЬМАЯ
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
 

     Что же касается сущности материальной, то не надо упускать из виду, что, если 
даже все происходит из одного и того же первоначала или из одних и тех же 
первоначал и материя как начало всего возникающего одна и та же, тем не менее 
каждая вещь имеет некоторую свойственную лишь ей материю, например: первая 
материя слизи - сладкое и жирное, желчи - горькое или еще что-нибудь, хотя, гложет быть, они происходят из одной и той же материи. А несколько материй 
{82} 
бывает у одного и того же тогда, когда одна материя есть материя для другой, 
например: слизь возникает из жирного и сладкого, если жирное возникает из 
сладкого, а из желчи возникает слизь, поскольку желчь, разлагаясь, обращается в свою первую материю. Ибо одно возникает из другого двояко - или оно есть дальнейшее развитие другого, или это другое обратилось в свое начало. С другой стороны, из 
одной материи могут возникать различные вещи, если движущая причина разная, например из дерева - и ящик и ложе. А у некоторых вещей, именно потому, что они разные, материя необходимо должна быть разной, например: пила не может 
получиться

из дерева, и это не зависит от движущей причины: ей не сделать пилу из шерсти или дерева. Если поэтому одно и то же может быть сделано из разной 
материи, то ясно, что искусство, т. е. движущее начало, должно быть одно и то же: 
ведь если бы и материя и движущее были разными, то разным было бы и возникшее. 
Так вот, если отыскивают причину, то, поскольку о ней можно говорить в разных значениях, следует указывать все причины, какие возможно. Например: что 
составляет материальную причину человека? Не месячные ли выделения? А что - как 
движущее? Не семя ли? Что - как форма? Суть его бытия. А что - как конечная 
причина? Цель (и те и другое, пожалуй, одно и то же). А причины следует указывать ближайшие; 
<.....................................>
______________________________________________________________________________________