КНИГА ДЕВЯТАЯ
ГЛАВА ПЕРВАЯ
 

     Итак, сказано о сущем в первичном смысле, т. е. о том, к чему относятся все другие 
роды сущего, именно о сущности. Ибо все другое обозначают как сущее, связывая его 
с мыслью о сущности: количество, и качество, и все остальное, о чем говорится как о сущем; в [мысли о) каждом из них должна содержаться мысль о сущности, как мы 
указали в наших предыдущих рас суждениях. А так как о сущем говорится, с одной стороны, как о сути вещи, качестве или количестве, С другой - в смысле возможности 
и действительности, или осуществлении, то исследуем также более подробно различие между возможностью и действительностью; и прежде всего между нею 
и возможностью в самом собствен ном смысле слова, который, однако, не имеет 
значения для нашей настоящей цели. Ибо «возможность» и «действительность» простираются не только на находящееся в движении. Но, после того как мы скажем 
о возможности в этом смысле, мы при определении действительности, или 
деятельности, разъясним и другие значения возможности. 
     В другом месте мы уже разбирали, что «возможность», или «способность», и 
«мочь» имеет различные значения. Оставим без внимания все то, что есть 
способность только по имени. Ведь в некоторых случаях о ней говорится лишь по некоторому сходству, как, например, в геометрии мы говорим о чем-то как о 
способном и неспособном, поскольку оно некоторым образом есть или не есть 
[такое-то]. А все способности, относящиеся к одному и тому же виду, суть некоторые начала и называются способностями по их отношению к одной первой способности, которая есть начало изменения вещи, находящееся в другом или в ней самой, 
поскольку она другое. А именно: это, во-первых, способность претерпевать как заложенное в самой претерпевающей вещи начало испытываемого ею изменения, вызываемого другим или ею самой, поскольку она другое; это, во-вторых, обладание невосприимчивостью к худшему и к тому, чтобы быть уничтоженным чем-то другим 
или самой вещью, поскольку она другое, через начало, вызывающее изменение. Во 
всех этих определениях содержится мысль о первой способности. Далее, эти 
способности

означают способности либо вообще делать или претерпевать, либо 
делать или претерпевать надлежащим образом, так что в мысли о них так или иначе содержатся мысли о способностях, указанных раньше. 
     Итак, ясно, что в некотором смысле способность действовать и претерпевать - 
одна (ибо нечто способно и потому, что оно само имеет способность претерпевать, 
и потому, что другое способно претерпевать от него), а в некотором она разная: ведь 
одна из них находится в претерпевающем (ибо претерпевающее претерпевает - 
{83} 
причем одно от другого - потому, что в нем есть некоторое начало, а также потому, 
что и материя есть некоторое начало: жирное воспламеняемо, и определенным 
образом податливое ломко, и точно так же в остальных случаях), а другая - в действующем, например теплое и строительное искусство: первое - в могущем 
нагревать, второе - в способном строить. Поэтому, если в вещи то и другое от 
природы сращено, она сама не претерпевает от самой себя, ибо она одна, а не 
разное. Равным образом и неспособность и неспособное - это лишенность, противоположная такого рода способности, так что способность всегда бывает к 
тому же и в том же отношении, что и неспособность. А о лишенности говорится в различных значениях. А именно: она означает, во-первых, что нечто чего-то не 
имеет; во-вторых, что хотя чему-то свойственно иметь что-то от природы, однако 
оно не имеет его - или вообще, или тогда, когда ему свойственно иметь его, при этом либо определенным образом, например полностью, либо каким-нибудь [другим] 
образом. В некоторых же случаях мы говорим о лишении тогда, когда то, что от 
природы свойственно иметь, 
отнимается насильно. 
>
______________________________________________________________________________________
п