Итак, сказано о сущем в первичном смысле, т.
е. о том, к чему относятся все другие
роды сущего, именно о сущности. Ибо все другое обозначают как сущее,
связывая его
с мыслью о сущности: количество, и качество, и все остальное, о чем
говорится как о сущем; в [мысли о) каждом из них должна содержаться мысль
о сущности, как мы
указали в наших предыдущих рас суждениях. А так как о сущем говорится,
с одной стороны, как о сути вещи, качестве или количестве, С другой - в
смысле возможности
и действительности, или осуществлении, то исследуем также более подробно
различие между возможностью и действительностью; и прежде всего между нею
и возможностью в самом собствен ном смысле слова, который, однако,
не имеет
значения для нашей настоящей цели. Ибо «возможность» и «действительность»
простираются не только на находящееся в движении. Но, после того как мы
скажем
о возможности в этом смысле, мы при определении действительности, или
деятельности, разъясним и другие значения возможности.
В другом месте мы уже разбирали, что «возможность»,
или «способность», и
«мочь» имеет различные значения. Оставим без внимания все то, что есть
способность только по имени. Ведь в некоторых случаях о ней говорится
лишь по некоторому сходству, как, например, в геометрии мы говорим о чем-то
как о
способном и неспособном, поскольку оно некоторым образом есть или не
есть
[такое-то]. А все способности, относящиеся к одному и тому же виду,
суть некоторые начала и называются способностями по их отношению к одной
первой способности, которая есть начало изменения вещи, находящееся в другом
или в ней самой,
поскольку она другое. А именно: это, во-первых, способность претерпевать
как заложенное в самой претерпевающей вещи начало испытываемого ею изменения,
вызываемого другим или ею самой, поскольку она другое; это, во-вторых,
обладание невосприимчивостью к худшему и к тому, чтобы быть уничтоженным
чем-то другим
или самой вещью, поскольку она другое, через начало, вызывающее изменение.
Во
всех этих определениях содержится мысль о первой способности. Далее,
эти
способности
означают способности либо вообще делать или претерпевать,
либо
делать или претерпевать надлежащим образом, так что в мысли о них так
или иначе содержатся мысли о способностях, указанных раньше.
Итак, ясно, что в некотором смысле способность
действовать и претерпевать -
одна (ибо нечто способно и потому, что оно само имеет способность претерпевать,
и потому, что другое способно претерпевать от него), а в некотором
она разная: ведь
одна из них находится в претерпевающем (ибо претерпевающее претерпевает
-
{83}
причем одно от другого - потому, что в нем есть некоторое начало, а
также потому,
что и материя есть некоторое начало: жирное воспламеняемо, и определенным
образом податливое ломко, и точно так же в остальных случаях), а другая
- в действующем, например теплое и строительное искусство: первое - в могущем
нагревать, второе - в способном строить. Поэтому, если в вещи то и
другое от
природы сращено, она сама не претерпевает от самой себя, ибо она одна,
а не
разное. Равным образом и неспособность и неспособное - это лишенность,
противоположная такого рода способности, так что способность всегда бывает
к
тому же и в том же отношении, что и неспособность. А о лишенности говорится
в различных значениях. А именно: она означает, во-первых, что нечто чего-то
не
имеет; во-вторых, что хотя чему-то свойственно иметь что-то от природы,
однако
оно не имеет его - или вообще, или тогда, когда ему свойственно иметь
его, при этом либо определенным образом, например полностью, либо каким-нибудь
[другим]
образом. В некоторых же случаях мы говорим о лишении тогда, когда то,
что от
природы свойственно иметь,
отнимается насильно.
>
______________________________________________________________________________________
|