КНИГА ДЕВЯТАЯ
ГЛАВА ПЯТАЯ
 

     Все способности долятся на врожденные (например, [внешние] чувства), 
приобретаемые навыком (например, способность игры на флейте) и приобретаемые 
через обучение (например, способность к искусствам). И чтобы иметь одни из этих способностей-те, которые приобретаются навыком и разумением, необходимы 
предварительные упражнения, а для способностей другого рода и способностей к претерпеванию такие упражнения не необходимы. 
     А так как то, что способно, способно к чему-то, в какое-то время и каким-то 
образом (добавим также все остальное, что необходимо при точном определении), и 
так как одни способны производить движение согласно разуму и их способности сообразуются с разумом, другие не наделены разумом и их способности не 
основываются на разуме, причем первые способности должны быть в одушевленном существе, а вторые - и в одушевленных существах и в неодушевленных предметах, то, когда действующее и претерпевающее приходят в соприкосновение соответствующим 
их способностям образом, одна из способностей второго рода необходимо действует, 
а другая претерпевает, а при способностях первого рода это не необходимо. Ибо 
каждая способность второго рода производит лишь одно действие, а первого рода 
может производить и противоположные действия, так что [если бы эти способности проявлялись с необходимостью], то они производили бы в одно и то же время противоположные действия; но это невозможно. Вот почему решающим должно быть что-то другое, я имею в виду стремление или собственный выбор. К чему из двух решительно стремится существо, то оно, когда это представляется возможным, и 
делает

соответствующим способности образом и приходит в соприкосновение с претерпевающим. Поэтому всякий раз, когда способное действовать согласно разуму стремится к тому, способность к чему имеет, и в той мере, в какой оно способно, оно необходимо делает именно это; а способно оно действовать, когда претерпевающее налицо и находится в определенном состоянии; иначе оно действовать не может (а уточнять еще, добавляя «при   отсутствии какого-либо внешнего препятствия», уже 
нет никакой надобности: ведь речь идет о способности в том смысле, в каком она способность к действию, а такова она не во всех случаях, а при определенных 
условиях, одно из которых - устранение внешних препятствий: их исключает нечто, содержащееся в определении [способности]). Поэтому и не может кто-либо совершить 
в одно и то же время два [различных] или противоположных действия, если бы даже и хотел и желал этого: ведь способностью к ним он обладает не таким образом, и нет способности делать в одно и то же время противоположное одно другому, ибо то, 
к чему кто-либо способен, он будет делать так, [а не иначе]. 
<.....................................>
______________________________________________________________________________________
п