Все способности долятся на врожденные (например,
[внешние] чувства),
приобретаемые навыком (например, способность игры на флейте) и приобретаемые
через обучение (например, способность к искусствам). И чтобы иметь
одни из этих способностей-те, которые приобретаются навыком и разумением,
необходимы
предварительные упражнения, а для способностей другого рода и способностей
к претерпеванию такие упражнения не необходимы.
А так как то, что способно, способно к чему-то,
в какое-то время и каким-то
образом (добавим также все остальное, что необходимо при точном определении),
и
так как одни способны производить движение согласно разуму и их способности
сообразуются с разумом, другие не наделены разумом и их способности не
основываются на разуме, причем первые способности должны быть в одушевленном
существе, а вторые - и в одушевленных существах и в неодушевленных предметах,
то, когда действующее и претерпевающее приходят в соприкосновение соответствующим
их способностям образом, одна из способностей второго рода необходимо
действует,
а другая претерпевает, а при способностях первого рода это не необходимо.
Ибо
каждая способность второго рода производит лишь одно действие, а первого
рода
может производить и противоположные действия, так что [если бы эти
способности проявлялись с необходимостью], то они производили бы в одно
и то же время противоположные действия; но это невозможно. Вот почему решающим
должно быть что-то другое, я имею в виду стремление или собственный выбор.
К чему из двух решительно стремится существо, то оно, когда это представляется
возможным, и
делает
соответствующим способности образом и приходит в соприкосновение
с претерпевающим. Поэтому всякий раз, когда способное действовать согласно
разуму стремится к тому, способность к чему имеет, и в той мере, в какой
оно способно, оно необходимо делает именно это; а способно оно действовать,
когда претерпевающее налицо и находится в определенном состоянии; иначе
оно действовать не может (а уточнять еще, добавляя «при отсутствии
какого-либо внешнего препятствия», уже
нет никакой надобности: ведь речь идет о способности в том смысле,
в каком она способность к действию, а такова она не во всех случаях, а
при определенных
условиях, одно из которых - устранение внешних препятствий: их исключает
нечто, содержащееся в определении [способности]). Поэтому и не может кто-либо
совершить
в одно и то же время два [различных] или противоположных действия,
если бы даже и хотел и желал этого: ведь способностью к ним он обладает
не таким образом, и нет способности делать в одно и то же время противоположное
одно другому, ибо то,
к чему кто-либо способен, он будет делать так, [а не иначе].
<.....................................>
______________________________________________________________________________________
|