А что действительность и лучше и ценнее, нежели
способность к благу,- это ясно
вот из чего. То, что обозначается как способное, одинаково способно
к противоположностям; например, то, о чем говорят, что оно способно быть
здоровым, одинаково и в то же самое время способно быть больным: ведь способность
быть
здоровым и быть больным, находиться в покое и находиться в движении,
строить и разрушать, быть возводимым и рушиться - [всякий раз] одна и та
же. Таким образом, способность к противоположностям наличествует в одно
и то же время, но
сами противоположности не могут наличествовать в одно и то же время;
невозможно также, чтобы [у одного и того же] противоположные состояния
наличествовали в действительности в одно и то же время (например, невозможно
быть [в одно и то же
время] и здоровым и больным). Так что благое должно быть одной из двух
противоположностей, а способность - это способность к той и другой или
ни к одной
из них. Таким образом, действительность лучше. В дурном же завершение
и действительность необходимым образом хуже, нежели способность. Ибо то,
что
обладает способностью, одинаково способно к обеим противоположностям.
Стало
быть, ясно, что дурное не существует помимо [дурных] вещей: ведь по
природе оно
{90}
хуже способности [к злу]. Значит, в изначальном и вечном нет ничего
дурного,
никакого изъяна, ничего порченого (ведь и порча есть нечто дурное).
Также и свойства геометрических фигур обнаруживаются
через деятельность: их
обнаруживают посредством проведения линий. А если бы эти линии уже
были проведены, [искомые свойства] были бы очевидны, однако они содержатся
лишь
в
возможности. Почему углы в треугольнике вместе составляют два прямых?
Потому что углы, примыкающие к одной точке, равны двум прямым; таким
образом, если бы была проведена линия, параллельная одной из сторон,
то при
взгляде [на чертеж] сразу стало бы ясно, почему это так. Почему всякий
угол,
вписанный в полукруг, прямой? Потому что, если имеются три равные линии,
две
из которых образуют основание [вписанного угла], а третья проведена
под прямым
углом из середины основания, то достаточно одного взгляда [на чертеж],
чтобы
вывод стал ясен тому, кто знает предыдущее положение. Таким образом,
очевидно,
что сущее в возможности обнаруживается через деятельность. И причина
этого -
то, что мышление есть деятельность. Так что [в этом смысле] возможность
зависит
от деятельности, и вот почему познают, действуя, хотя по возникновению
деятельность в каждом отдельном случае есть нечто последующее [по отношению
к возможности].
<.....................................>
______________________________________________________________________________________
|