КНИГА ДЕВЯТАЯ
ГЛАВА ДЕВЯТАЯ
 

     А что действительность и лучше и ценнее, нежели способность к благу,- это ясно 
вот из чего. То, что обозначается как способное, одинаково способно к противоположностям; например, то, о чем говорят, что оно способно быть здоровым, одинаково и в то же самое время способно быть больным: ведь способность быть 
здоровым и быть больным, находиться в покое и находиться в движении, строить и разрушать, быть возводимым и рушиться - [всякий раз] одна и та же. Таким образом, способность к противоположностям наличествует в одно и то же время, но 
сами противоположности не могут наличествовать в одно и то же время; невозможно также, чтобы [у одного и того же] противоположные состояния наличествовали в действительности в одно и то же время (например, невозможно быть [в одно и то же 
время] и здоровым и больным). Так что благое должно быть одной из двух противоположностей, а способность - это способность к той и другой или ни к одной 
из них. Таким образом, действительность лучше. В дурном же завершение и действительность необходимым образом хуже, нежели способность. Ибо то, что 
обладает способностью, одинаково способно к обеим противоположностям. Стало 
быть, ясно, что дурное не существует помимо [дурных] вещей: ведь по природе оно 
{90} 
хуже способности [к злу]. Значит, в изначальном и вечном нет ничего дурного, 
никакого изъяна, ничего порченого (ведь и порча есть нечто дурное). 
     Также и свойства геометрических фигур обнаруживаются через деятельность: их 
обнаруживают посредством проведения линий. А если бы эти линии уже были проведены, [искомые свойства] были бы очевидны, однако они содержатся лишь 
в

возможности. Почему углы в треугольнике вместе составляют два прямых? 
Потому что углы, примыкающие к одной точке, равны двум прямым; таким 
образом, если бы была проведена линия, параллельная одной из сторон, то при 
взгляде [на чертеж] сразу стало бы ясно, почему это так. Почему всякий угол, 
вписанный в полукруг, прямой? Потому что, если имеются три равные линии, две 
из которых образуют основание [вписанного угла], а третья проведена под прямым 
углом из середины основания, то достаточно одного взгляда [на чертеж], чтобы 
вывод стал ясен тому, кто знает предыдущее положение. Таким образом, очевидно, 
что сущее в возможности обнаруживается через деятельность. И причина этого - 
то, что мышление есть деятельность. Так что [в этом смысле] возможность зависит 
от деятельности, и вот почему познают, действуя, хотя по возникновению 
деятельность в каждом отдельном случае есть нечто последующее [по отношению 
к возможности]. 
<.....................................>
______________________________________________________________________________________
п