Единое и многое противолежат друг другу различным
образом; прежде всего
единое и множество противолежат друг другу как неделимое и делимое,
а именно:
разделенное или делимое называют некоторым множеством, а неделимое
или неразделенное - единым. А так как имеется четыре рода противопоставления
[1], а
здесь один из двух членов противоположности [2] есть лишенность другого,
то они противоположны друг другу и не обозначаются ни как противоречащие
друг другу,
ни как соотнесенные друг с другом. А свое название и объяснение единое
получает
от своей противоположности - неделимое от делимого, потому что множество
и
делимое в большей мере воспринимается чувствами, нежели неделимое,
так что благодаря чувственному восприятию множество по определению первее
неделимого.
К единому относится, как мы это описали и
в «Перечне противоположностей» [3] тождественное, сходное и равное, к множеству
- разное, несходное и неравное. О тождественном мы говорим в различных
значениях: в одном смысле мы иногда как
о тождественном говорим о едином по числу, затем - когда нечто едино
и по определению, и по числу, например: ты сам с собой одно и по форме,
и по материи;
и далее - когда обозначение первичной сущности одно, например, равные
прямые
линии тождественны, и равные [4] и равноугольные четырехугольники -
тоже, хотя
их несколько, но у них равенство означает единство.
А сходными называются вещи, когда, не будучи
во всех отношениях
тождественными и имея различие в своей составной сущности, они одни
и те же по форме, как больший четырехугольник сходен с малым, и неравные
прямые сходны
друг с другом, ибо они именно сходны друг с другом, но не во всех отношениях
одни и те же. Далее, вещи называются сходными, когда, имея одну и ту
же форму и
будучи в состоянии быть больше и меньше, они не больше и не меньше.
А другие
вещи, когда у них одно и то же по виду свойство (например, белый цвет)
бывает
[у одной] в значительной степени и [у другой] слабее, называются сходными,
потому что форма у них одна. Наконец, вещи называются сходными, когда
у них
больше тождественных свойств, нежели различных, или вообще, или очевидных;
например, олово сходно с серебром, а золото - с огнем, поскольку оно желтое
и красноватое.
А отсюда ясно, что о разном, или инаковом,
и о несходном говорится в различных значениях. И «другое» в одном значении
противолежит «тождественному», а потому каждая вещь по отношению к каждой
другой есть либо то же самое, либо другое; в
ином
смысле говорят о «другом», когда у них ни материя не одна, ни
определение
не одно и то же, поэтому ты и твой сосед - разное. А третье значение
«другого» - то,
в каком оно употребляется в математике [5]. Таким образом, каждая вещь
обозначается по отношению к каждой другой как «разное» или «тождественное»
в той мере, в какой о ней говорится как о едином и сущем, и вот почему:
«другое» не есть противоречащая противоположность «тождественному», поэтому
оно (в отличие от «нетождественного») не сказывается о не-сущем, а сказывается
о всем сущем: ведь
всякое сущее и единое есть от природы либо «одно», либо не «одно».
Вот каким образом противополагаются «разное»,
или «инаковое», и
«тождественное», а различие-это не то, что инаковость. Ведь «инаковое»
и то, в отношении чего оно инаковое, не должны быть инаковыми в чем-то
определенном
(ибо всякое сущее есть или инаковое, или тождественное). Различное
же различается
от чего-то в чем-то определенном, так что необходимо должно быть нечто
тождественное, в чем различаемые вещи различаются между собой [6] А это
нечто тождественное - род или вид. Ибо все различающееся между собой различается
либо
по роду, либо по виду: породу различаются вещи, у которых нет общей
материи и
которые не могут возникать друг из друга (таково, например, то, что
принадлежит к разным категориям); по виду - те, что принадлежат к одному
и тому же роду (а
называется родом то, благодаря чему различающиеся между собой вещи
называются тождественными по сущности).
Противоположные же друг другу вещи различаются
между собой, и противоположность есть некоторого рода различие. Что мы
здесь исходим из правильного предположения, это ясно из наведения. Ведь
все противоположные друг другу вещи очевидным образом различаются между
собой; они не только разные
вещи, но одни
{96}
разные по роду, а другие попарно находятся в одной и той же категории,
так что принадлежат к одному и тому же роду, т. е. тождественны друг другу
по роду. А какие вещи по роду тождественны или раз-личны - это было указано
в другом месте [7]
<.....................................>
______________________________________________________________________________________
|