КНИГА ДЕСЯТАЯ
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
 

     Единое и многое противолежат друг другу различным образом; прежде всего 
единое и множество противолежат друг другу как неделимое и делимое, а именно: 
разделенное или делимое называют некоторым множеством, а неделимое или неразделенное - единым. А так как имеется четыре рода противопоставления [1], а 
здесь один из двух членов противоположности [2] есть лишенность другого, то они противоположны друг другу и не обозначаются ни как противоречащие друг другу, 
ни как соотнесенные друг с другом. А свое название и объяснение единое получает 
от своей противоположности - неделимое от делимого, потому что множество и 
делимое в большей мере воспринимается чувствами, нежели неделимое, так что благодаря чувственному восприятию множество по определению первее неделимого. 
     К единому относится, как мы это описали и в «Перечне противоположностей» [3] тождественное, сходное и равное, к множеству - разное, несходное и неравное. О тождественном мы говорим в различных значениях: в одном смысле мы иногда как 
о тождественном говорим о едином по числу, затем - когда нечто едино и по определению, и по числу, например: ты сам с собой одно и по форме, и по материи; 
и далее - когда обозначение первичной сущности одно, например, равные прямые 
линии тождественны, и равные [4] и равноугольные четырехугольники - тоже, хотя 
их несколько, но у них равенство означает единство. 
     А сходными называются вещи, когда, не будучи во всех отношениях 
тождественными и имея различие в своей составной сущности, они одни и те же по форме, как больший четырехугольник сходен с малым, и неравные прямые сходны 
друг с другом, ибо они именно сходны друг с другом, но не во всех отношениях 
одни и те же. Далее, вещи называются сходными, когда, имея одну и ту же форму и 
будучи в состоянии быть больше и меньше, они не больше и не меньше. А другие 
вещи, когда у них одно и то же по виду свойство (например, белый цвет) бывает 
[у одной] в значительной степени и [у другой] слабее, называются сходными, 
потому что форма у них одна. Наконец, вещи называются сходными, когда у них 
больше тождественных свойств, нежели различных, или вообще, или очевидных; например, олово сходно с серебром, а золото - с огнем, поскольку оно желтое и красноватое. 
     А отсюда ясно, что о разном, или инаковом, и о несходном говорится в различных значениях. И «другое» в одном значении противолежит «тождественному», а потому каждая вещь по отношению к каждой другой есть либо то же самое, либо другое; в 
ином

смысле говорят о «другом», когда у них ни материя не одна, ни определение 
не одно и то же, поэтому ты и твой сосед - разное. А третье значение «другого» - то, 
в каком оно употребляется в математике [5]. Таким образом, каждая вещь 
обозначается по отношению к каждой другой как «разное» или «тождественное» в той мере, в какой о ней говорится как о едином и сущем, и вот почему: «другое» не есть противоречащая противоположность «тождественному», поэтому оно (в отличие от «нетождественного») не сказывается о не-сущем, а сказывается о всем сущем: ведь 
всякое сущее и единое есть от природы либо «одно», либо не «одно». 
     Вот каким образом противополагаются «разное», или «инаковое», и 
«тождественное», а различие-это не то, что инаковость. Ведь «инаковое» и то, в отношении чего оно инаковое, не должны быть инаковыми в чем-то определенном 
(ибо всякое сущее есть или инаковое, или тождественное). Различное же различается 
от чего-то в чем-то определенном, так что необходимо должно быть нечто тождественное, в чем различаемые вещи различаются между собой [6] А это нечто тождественное - род или вид. Ибо все различающееся между собой различается либо 
по роду, либо по виду: породу различаются вещи, у которых нет общей материи и 
которые не могут возникать друг из друга (таково, например, то, что принадлежит к разным категориям); по виду - те, что принадлежат к одному и тому же роду (а 
называется родом то, благодаря чему различающиеся между собой вещи называются тождественными по сущности). 
     Противоположные же друг другу вещи различаются между собой, и противоположность есть некоторого рода различие. Что мы здесь исходим из правильного предположения, это ясно из наведения. Ведь все противоположные друг другу вещи очевидным образом различаются между собой; они не только разные 
вещи, но одни 
{96} 
разные по роду, а другие попарно находятся в одной и той же категории, так что принадлежат к одному и тому же роду, т. е. тождественны друг другу по роду. А какие вещи по роду тождественны или раз-личны - это было указано в другом месте [7] 
<.....................................>
______________________________________________________________________________________
п