КНИГА ДЕСЯТАЯ
ГЛАВА ПЯТАЯ
 

     Так как чему-то одному противоположно одно, то возникает вопрос, каким 
образом противолежат друг другу единое и многое и точно так же равное - большому 
и малому. Ведь вопросительное «ли - или» мы всегда употребляем при противопоставлении, например: «бело ли это или черно» и «бело ли это или не 
бело»; но не спрашиваем, человек ли это или белое, разве только при определенном 
предположении, т. е. так, как мы спрашиваем, например, пришел ли Клеон или 
Сократ. В этом случае [взаимоисключение] не обязательно ни в каком роде вещей. Но 
и здесь способ ставить вопросы заимствован оттуда. Ибо только противолежащее 
одно другому не может быть присуще [одному и тому же] в одно и то же время; эта невозможность используется и здесь, когда спрашивают, кто из двоих пришел: если 
бы они могли прийти вместе, то вопрос был бы смешон; но и этот случай равным образом подпадает под противопоставление - «одно или многое», например пришли 
ли они оба или один из них.- Если, таким образом, вопросительное «ли - или» всегда касается противолежащего одно другому, а с другой стороны, мы спрашиваем, 
«больше ли это, или меньше, или равно», то в каком смысле равное противолежит 
первым двум? Оно ведь не противоположно ни одному лишь из них, ни обоим; в 
самом деле, почему бы его противополагать большему скорее, нежели меньшему? А 
кроме того, равное противоположно неравному, так что получится, что оно противоположно больше, нежели одному. Если же неравное означает то же, что 
большее и меньшее вместе, то равное противолежит им обоим (и это сомнение 
выгодно тем, кто признает неравное двоицей) [1]; по в таком случае получается, что 
нечто одно противоположно двум, а это невозможно. Кроме того, равное кажется 
чем-то промежуточным между большим и малым, однако никакое противоположение 
не кажется чем-то промежуточным и не может им быть, если исходить из определения: ведь как промежуточное оно не было бы законченным противоположением, скорее напротив, оно всегда содержит в себе нечто промежуточное. 
     Поэтому остается признать, что равное противолежит [большому и малому] либо 
как отрицание, либо как лишенность. Но быть отрицанием или лишенностью лишь 
одного из них оно не может; в самом деле, почему оно должно противополагаться 
скорее большому, нежели малому? Таким образом, оно отрицание обоих в смысле лишенности, и потому вопросительное «ли - или» относится к обоим, а не к одному 
из

них 
{98} 
(например, «больше ли это или равно» или «равно ли это или меньше»), а вопрос 
здесь всегда касается трех. Но это не необходимая лишенность. Ведь не все, что не 
больше или не меньше, есть равное, а только то, что по природе может быть 
большим или меньшим. 
     Таким образом, равное - это то, что не есть ни большое, ни малое, но что по 
природе может быть или большим, или малым; и оно противолежит обоим как 
отрицание в смысле лишенности; поэтому оно и нечто промежуточное между ними. 
И точно так же то, что не есть ни хорошее, ни плохое, противолежит и тому и 
другому, но имени не имеет, ибо и о том и о другом говорится в различных 
значениях, и носитель их - не един; а [более едино] то, что не бело и не черно. Но 
и в этом случае не говорится об одном, а имеется так или иначе определенное число цветов, о которых сказывается отрицание в смысле лишенности: они необходимо 
должны быть или серым, или желтым, или чем-то другим в этом роде. Таким 
образом, несправедливы нападки тех, кто считает, что это можно одинаково сказать 
обо всем, так что промежуточным между сандалией и рукой было бы то, что не есть 
ни сандалия, ни рука, поскольку-де и то, что не хорошо и не плохо, есть нечто промежуточное между хорошим и плохим, как будто для всего чего угодно должно 
быть нечто промежуточное. А это вовсе не вытекает с необходимостью. Совместное отрицание противолежащих друг другу вещей возможно тогда, когда между 
ними имеется нечто промежуточное и некоторое естественное расстояние. А между такими вещами, [как сандалия и рука], различия [в точном смысле] [2] нет: ведь у них совместно отрицаемое принадлежит не к одному и тому же роду, так что 
субстрат здесь не один. 
<.....................................>
______________________________________________________________________________________
п