Так как чему-то одному противоположно одно,
то возникает вопрос, каким
образом противолежат друг другу единое и многое и точно так же равное
- большому
и малому. Ведь вопросительное «ли - или» мы всегда употребляем при
противопоставлении, например: «бело ли это или черно» и «бело ли это или
не
бело»; но не спрашиваем, человек ли это или белое, разве только при
определенном
предположении, т. е. так, как мы спрашиваем, например, пришел ли Клеон
или
Сократ. В этом случае [взаимоисключение] не обязательно ни в каком
роде вещей. Но
и здесь способ ставить вопросы заимствован оттуда. Ибо только противолежащее
одно другому не может быть присуще [одному и тому же] в одно и то же
время; эта невозможность используется и здесь, когда спрашивают, кто из
двоих пришел: если
бы они могли прийти вместе, то вопрос был бы смешон; но и этот случай
равным образом подпадает под противопоставление - «одно или многое», например
пришли
ли они оба или один из них.- Если, таким образом, вопросительное «ли
- или» всегда касается противолежащего одно другому, а с другой стороны,
мы спрашиваем,
«больше ли это, или меньше, или равно», то в каком смысле равное противолежит
первым двум? Оно ведь не противоположно ни одному лишь из них, ни обоим;
в
самом деле, почему бы его противополагать большему скорее, нежели меньшему?
А
кроме того, равное противоположно неравному, так что получится, что
оно противоположно больше, нежели одному. Если же неравное означает то
же, что
большее и меньшее вместе, то равное противолежит им обоим (и это сомнение
выгодно тем, кто признает неравное двоицей) [1]; по в таком случае
получается, что
нечто одно противоположно двум, а это невозможно. Кроме того, равное
кажется
чем-то промежуточным между большим и малым, однако никакое противоположение
не кажется чем-то промежуточным и не может им быть, если исходить из
определения: ведь как промежуточное оно не было бы законченным противоположением,
скорее напротив, оно всегда содержит в себе нечто промежуточное.
Поэтому остается признать, что равное противолежит
[большому и малому] либо
как отрицание, либо как лишенность. Но быть отрицанием или лишенностью
лишь
одного из них оно не может; в самом деле, почему оно должно противополагаться
скорее большому, нежели малому? Таким образом, оно отрицание обоих
в смысле лишенности, и потому вопросительное «ли - или» относится к обоим,
а не к одному
из
них
{98}
(например, «больше ли это или равно» или «равно ли это или меньше»),
а вопрос
здесь всегда касается трех. Но это не необходимая лишенность. Ведь
не все, что не
больше или не меньше, есть равное, а только то, что по природе может
быть
большим или меньшим.
Таким образом, равное - это то, что не есть
ни большое, ни малое, но что по
природе может быть или большим, или малым; и оно противолежит обоим
как
отрицание в смысле лишенности; поэтому оно и нечто промежуточное между
ними.
И точно так же то, что не есть ни хорошее, ни плохое, противолежит
и тому и
другому, но имени не имеет, ибо и о том и о другом говорится в различных
значениях, и носитель их - не един; а [более едино] то, что не бело
и не черно. Но
и в этом случае не говорится об одном, а имеется так или иначе определенное
число цветов, о которых сказывается отрицание в смысле лишенности: они
необходимо
должны быть или серым, или желтым, или чем-то другим в этом роде. Таким
образом, несправедливы нападки тех, кто считает, что это можно одинаково
сказать
обо всем, так что промежуточным между сандалией и рукой было бы то,
что не есть
ни сандалия, ни рука, поскольку-де и то, что не хорошо и не плохо,
есть нечто промежуточное между хорошим и плохим, как будто для всего чего
угодно должно
быть нечто промежуточное. А это вовсе не вытекает с необходимостью.
Совместное отрицание противолежащих друг другу вещей возможно тогда, когда
между
ними имеется нечто промежуточное и некоторое естественное расстояние.
А между такими вещами, [как сандалия и рука], различия [в точном смысле]
[2] нет: ведь у них совместно отрицаемое принадлежит не к одному и тому
же роду, так что
субстрат здесь не один.
<.....................................>
______________________________________________________________________________________
|