Подобным же образом можно поставить и вопрос
относительно единого и многого. Ведь если многое противолежит единому во
всех отношениях, то отсюда вытекает несообразное. А именно, во-первых,
единое в таком случае будет малое или малочисленное [1], ибо многое противолежит
также и малочисленному.
Во-вторых, два будет в таком случае многое, потому что двукратное -
это уже многократное, а «двукратное» производно от «двух»; так что единое
будет малое: ведь
по сравнению с чем же два есть многое, если не по сравнению с единым
и малым?
Ведь меньше пет уже ни-чего. Далее, если многое и малое принадлежат
к множеству
так же, как длинное и короткое - к протяжению, и если многое есть также
многочисленное, а многочисленное - многое (разве что у легко ограничиваемого
непрерывного [2] дело обстоит иначе), то малое будет некоторым множеством.
Так
что единое будет некоторым множеством, если оно малое; а это необходимо,
если
два есть многое. Но, хотя о многочисленном можно, пожалуй, в каком-то
смысле
говорить как о «многом», все же оно будет чем-то отличаться от него;
например, о
воде говорят, что ее много, но нельзя сказать, что она многочисленна.
Однако о
делимом на части можно говорить как о многочисленном: в одном случае
- когда
имеется множество, содержащее излишек или вообще, или по сравнению
с чем-нибудь
(и подобным же образом малое есть некое множество, у которого есть
недостаток
чего-то), а в другом случае - когда о нем говорится как о числе, и
только и этом случае
оно противолежит единому. Действительно, мы говорим «единое или многое»
так же,
как если бы кто сказал «единое и единые» или «белое и белые» и тем
самым
сопоставил измеренное или измеряемое с мерой. И в этом же смысле говорят
о многократным, а именно: каждое число есть многое, потому что содержит
единицы
и может быть измерено единицей, а также поскольку оно противолежит
единому, а не
малому. В этом смысле и два есть многое, но не как множество, содержащее
избыток
либо по сравнению с чем-нибудь, либо вообще, а как первое множество.
Вообще
говоря, два есть малочисленное, ибо два - первое множество, у которого
есть
недостаток чего-то (поэтому и Анаксагор неправильно выразился, сказав,
что «все
вещи были вместе, беспредельные и по множеству, и по малости»; ему
надо было
сказать вместо «по малости» - «по малочисленности»; а по малочисленности
они
не беспредельны); дело в том, что не «одно» образует малое, как это
утверждают
некоторые,
а его образует «два».
{99}
Итак, единое и многое в числах противолежат
друг другу как мера и измеряемое, а
они противолежат одно другому как такое соотнесенное, которое не принадлежит
к самому по себе соотнесенному. В другом месте [3] мы уже установили, что
о
соотнесенном говорится в двух значениях: с одной стороны, в смысле
противоположности, с другой - в том смысле, в каком знание находится в
отношении
к тому, что познается, [причем это последнее] называется соотнесенным
потому, что что-то другое относится к нему. И ничто не мешает, чтобы «одно»
было меньше
чего-то другого, например двух, ибо если оно меньше, оно тем самым
еще не есть
малое. А множество есть как бы род для числа: ведь число есть множество,
измеряемое единицей. И «одно» и число некоторым образом противолежат друг
другу - не как противоположности, а (это уже было сказано) как нечто соотнесенное,
а именно: они постольку противолежат друг другу, поскольку одно есть мера,
а другое измеряемое.
А потому не все, что «одно», есть число, например если «одно» есть
нечто
неделимое [4] Что же касается знания, которому приписывается подобное
отношение к тому, что познается, то с ним дело обстоит не так. Правда,
могло бы
казаться, что знание есть мера, а то, что познается,- измеряемое, однако
на деле оказывается, что хотя всякое знание касается того, что познается,
но не всякое познаваемое соотнесено со знанием, так как в некотором смысле
знание измеряется
тем, что познается. Множество же не противоположно ни малому (малому
противоположно многое, как превышающее множество - множеству превышаемому),
ни единому во всех его значениях; однако единому оно противоположно,
во-первых,
в том смысле, что, как было сказано, само оно делимо, тогда как единое
неделимо; во-вторых, в том смысле, что они соотнесены друг с другом, как
знание с тем, что познается, если множество есть число, а единое - мера.
<.....................................>
______________________________________________________________________________________
|