КНИГА ДЕСЯТАЯ
ГЛАВА ДЕСЯТАЯ
 

     Так как противоположности различны (hetera) по виду, а преходящее и 
непреходящее суть противоположности (ведь лишенность есть определенная неспособность [1]), то преходящее и непреходящее должны быть разными по роду. 
     Сейчас мы высказались лишь о самих общих обозначениях, и можно подумать, что 
нет 
{102} 
необходимости, чтобы любое непреходящее и любое преходящее были разными по 
виду, так же как нет необходимости быть разными по виду, например, бледному и смуглому (ведь одно и то же может быть и тем и другим, и даже в одно и то же 
время, если оно взято как общее,- как человек [вообще], например, может быть и 
бледным и смуглым,- а также если оно нечто единичное, ибо один и тот же человек может быть -но не в одно и то же время - бледным и смуглым, хотя бледное противоположно смуглому). 
     Но дело в том, что одни противоположности имеются у некоторых вещей привходящим образом (например, только что указанные и многие другие), а для 
других противоположностей это невозможно, и к ним относятся преходящее и непреходящее, ибо ничто не преходяще привходящим образом: ведь привходящее 
может и не быть, между тем преходящность необходимо присуща тому, чему она 
присуща;

иначе одно и тоже было бы преходящим и непреходящим, если бы было возможно, чтобы преходящность не была ему присуща. Таким образом, преходящность должна быть либо сущностью, либо содержаться в сущности каждой преходящей 
вещи. И то же можно сказать относительно не-преходящности: и то и другое [2] принадлежит к тому, что присуще необходимо. Следовательно, то первое, сообразно 
чему и на основании чего одно преходяще, другое непреходяще, содержит противопоставление, так что оба должны быть разными по роду. 
     Стало быть, ясно, что не могут существовать такие эйдосы, о каких говорят 
некоторые: иначе один человек был бы преходящим, другой - непреходящим [3] 
Однако об эйдосах говорят, что они тождественны по виду единичным вещам и не 
только имеют одно с ними имя; между тем то, что различно по роду, еще дальше 
отстоит одно от другого, нежели то, что различно по виду. 
<.....................................>
______________________________________________________________________________________