Так как противоположности различны (hetera)
по виду, а преходящее и
непреходящее суть противоположности (ведь лишенность есть определенная
неспособность [1]), то преходящее и непреходящее должны быть разными по
роду.
Сейчас мы высказались лишь о самих общих обозначениях,
и можно подумать, что
нет
{102}
необходимости, чтобы любое непреходящее и любое преходящее были разными
по
виду, так же как нет необходимости быть разными по виду, например,
бледному и смуглому (ведь одно и то же может быть и тем и другим, и даже
в одно и то же
время, если оно взято как общее,- как человек [вообще], например, может
быть и
бледным и смуглым,- а также если оно нечто единичное, ибо один и тот
же человек может быть -но не в одно и то же время - бледным и смуглым,
хотя бледное противоположно смуглому).
Но дело в том, что одни противоположности
имеются у некоторых вещей привходящим образом (например, только что указанные
и многие другие), а для
других противоположностей это невозможно, и к ним относятся преходящее
и непреходящее, ибо ничто не преходяще привходящим образом: ведь привходящее
может и не быть, между тем преходящность необходимо присуща тому, чему
она
присуща;
иначе одно и тоже было бы преходящим и непреходящим, если
бы было возможно, чтобы преходящность не была ему присуща. Таким образом,
преходящность должна быть либо сущностью, либо содержаться в сущности каждой
преходящей
вещи. И то же можно сказать относительно не-преходящности: и то и другое
[2] принадлежит к тому, что присуще необходимо. Следовательно, то первое,
сообразно
чему и на основании чего одно преходяще, другое непреходяще, содержит
противопоставление, так что оба должны быть разными по роду.
Стало быть, ясно, что не могут существовать
такие эйдосы, о каких говорят
некоторые: иначе один человек был бы преходящим, другой - непреходящим
[3]
Однако об эйдосах говорят, что они тождественны по виду единичным вещам
и не
только имеют одно с ними имя; между тем то, что различно по роду, еще
дальше
отстоит одно от другого, нежели то, что различно по виду.
<.....................................>
______________________________________________________________________________________
|