Далее, следует ли полагать что-либо помимо
единичных вещей или искомая наука занимается именно этими вещами? Однако
таким вещам нет предела. Правда, то, что существует помимо единичных вещей,-
это роды или виды; однако искомая нами
наука не занимается ни теми, ни другими. А почему это невозможно, сказано.
Ведь вообще вызывает затруднение вопрос, следует ли или нет признавать
наличие
какой-либо отдельно существующей сущности помимо сущностей чувственно
воспринимаемых (т. е. окружающих нас сущностей) или же эти сущности суть
существующее и ими занимается мудрость. Дело в том, что мы, по-видимому,
ищем некоторую другую сущность и нам следует решить вопрос, имеется ли
что-нибудь отдельно существующее само по себе и не наличествующее ни в
чем чувственно воспринимаемом. Кроме того, если наряду с чувственно воспринимаемыми
сущностями есть некоторая другая сущность, то наряду с какими именно
из чувственно воспринимаемых сущностей надлежит полагать таковую? В самом
деле, почему
следует полагать ее наряду с [отдельными] людьми или [отдельными] лошадьми
скорее нежели наряду с остальными живыми существами или даже наряду
с неодушевленными предметами вообще? Между тем, полагать столько же других
вечных сущностей, сколько есть сущностей чувственно воспринимаемых
и
преходящих,- это, кажется, выходило бы за пределы правдоподобного.
А если, с другой стороны, искомое нами начало неотделимо от тел, то что
же более предпочтительно полагать, чем материю? Однако материя существует
не в действительности, а в возможности; и скорее за начало - более важное,
нежели материя,- можно бы принять форму, или образ; но они, мол, преходящи,
так что вообще нет вечной сущности,
которая существовала бы отдельно и сама по себе. Однако это нелепо:
ведь представляется, что такое начало и сущность такого рода
{105}
существуют, и их, можно сказать, ищут самые проницательные; в самом
деле, каков
же будет порядок, если нет ничего вечного, отдельно существующего и
неизменного?
Далее, если существует какая-то сущность и
начало, имеющее такую природу, какую
мы теперь ищем, и это начало - одно для всего и одно и то же для вечного
и
преходящего, то возникает трудный вопрос, почему - при одном и том
же начале -
одни вещи, зависящие от этого начала, вечны, а другие не вечны; это
ведь нелепо.
А если есть одно начало для преходящего, а другое для вечного, то если
начало преходящего также вечно, мы одинаковым образом окажемся в затруднении
(в самом деле, почему, в то время как начало вечно, не будет вечно и то,
что зависит от этого начала?); если же начало преходяще, то у него оказывается
некоторое другое начало,
и у этого - еще другое, и так до бесконечности.
Если, с другой стороны, полагать те начала,
которые больше всего считаются неподвижными, а именно сущее и единое, то
прежде всего, если каждое из них не означает определенное нечто и сущность,
как же будут они существовать отдельно и
сами
по себе? Между тем мы ищем именно такого рода вечные и первые
начала. А
если каждое из них есть определенное нечто и сущность, то все существующее
-
сущность, ибо сущее сказывается обо всем, а о некоторых вещах - также
и единое; но неверно, что все существующее есть сущность. Далее, как могут
быть правы те [1] кто утверждает, что единое есть первое начало и сущность,
что первое порождение
единого и материи - это число что число есть сущность? В самом деле,
каким же
образом следует мыслить себе как единое двойку и каж-дое из остальных
составных чисел? Об этом они и не говорят, да и нелегко об этом сказать.
Если, с другой стороны, полагать началами
линии и связанное с ними (я имею в
виду чистые плоскости [2]), то это не отдельно существующие сущности,
а сечения и деления, в первом случае - плоскостей, во втором - тел (а точки
- деления линий) и,
кроме того,- пределы самих этих [величин]; по все они находятся в другом,
и ничто
из них не существует отдельно. Кроме того, как же следует мыслить себе
сущность единицы и точки? Ведь всякая сущность подвержена возникновению
[3] а точка - нет,
ибо точка есть деление. Вызывает затруднение и то, что всякая наука
исследует общее
и такое-то [качество], между тем как сущность не принадлежит к общему,
а скорее есть определенное нечто, существующее отдельно, а потому если
есть наука о началах, то
как же следует мыслить себе, что начало есть сущность?
Далее, существует ли что-нибудь помимо составного
целого или нет (я имею в
виду материю и то, что с ней соединено)? Если не существует, то ведь
все имеющееся
в материи поистине преходяще. А если существует, то это будет, надо
полагать, форма, или образ. Так вот, в каких случаях она существует отдельно
и в каких нет, это трудно определить, ибо в некоторых случаях ясно, что
форма не существует отдельно,
например у дома.
Далее, будут ли начала одними и теми же по
виду или по числу? Если по числу, то
все будет одно и то же
<.....................................>
______________________________________________________________________________________
|