Так как наука философа исследует сущее как
таковое вообще, а не какую-то часть
его, между тем о сущем говорится не в одном, а в различных значениях,
то ясно, что
если обще им только имя [«сущее»] и ничего больше, то сущее не составляет
предмет одной науки (ибо одноименное не принадлежит к одному роду); а если
[в различных значениях сущего] есть нечто общее, то можно было бы сказать,
что оно предмет
одной пауки. По-видимому, о сущем говорится указанным способом [1]
так же, как мы говорим о «врачебном» и «здоровом»; ведь о том и о другом
также говорится в
различных значениях. Каждое из них употребляется в том или ином значении
в зависимости от того, каково отношение в одном случае к врачебному искусству,
в
другом - к здоровью, в третьем - к чему-то еще, но в каждом случае
- к одному и тому
же. В самом деле, «врачебным» называется и рассуждение и нож, рассуждение
-
потому, что оно исходит от врачебного знания, нож - потому, что он
для этого знания полезен. Подобным же образом говорится и о здоровом: одно
называется так потому,
что указывает на здоровье, Другое - потому, что способствует ему. И
так же обстоит
дело и со всем остальным. Так вот, подобным
{106}
же образом говорится и обо всем как о сущем: о чем-то как о сущем говорится
каждый
раз потому, что оно или свойство сущего как такового, или устойчивое
либо
преходящее состояние сущего, или движение его, пли что-то другое в
этом роде. А так
как все, что называется сущим, относимо к чему-то одному и общему [всему],
то и
каждая из противоположностей будет относима к первичным различиям и
противоположностям сущего, будут ли первичными различиями сущего множество
и единое, или сходство и несходство, или еще какое-нибудь другое; примем
их как
уже рассмотрен-ные [2] И пет никакой разницы, относить ли то, что называется
сущим, к сущему или к единому. Даже если сущее и единое и не одно и
то же, а
разное, то они по крайней мере взаимообратимы, ибо то, что едино, есть
некоторым образом и сущее, а сущее - единое.
И так как каждую пару противоположностей должна
исследовать одна и та же
наука, а об одной в каждой паре противоположностей сказываются как
о лишенности (хотя в. отношении некоторых из них могло бы возникнуть затруднение,
как же о них можно говорить как о лишенности - в отношении тех, у которых
есть нечто промежуточное, например в отношении несправедливого и справедливого),
то во всех подобных случаях лишенность следует полагать не для всего определения,
а для последнего вида; например, если справедливый - это тот, кто повинуется
законам в
силу
определенного предрасположения, несправедливый будет не непременно
тот,
кто лишен всего этого определения, а тот, кто в чем-то перестает повиноваться
законам, и [лишь] в этом смысле может относительно его идти речь о
лишенности;
таким же образом дело будет обстоять и в остальных случаях.
Так же как математик исследует отвлеченное
(ведь он исследует, опуская все чувственно воспринимаемое, например тяжесть
и легкость, твердость и
противоположное им, а также тепло и холод и все остальные чувственно
воспринимаемые противоположности, и оставляет только количественное и непрерывное,
у одних - в одном измерении, у других - в двух, у третьих - в трех, и рассматривает
свойства их, поскольку они количество и непрерывное, а не с
какой-либо другой стороны, и в одних случаях он рассматривает взаимное
положение предметов и свойственное ему, в других - их соизмеримость и несоизмеримость,
в третьих - их соотношение, но тем не менее мы для всего этого полагаем
одну и ту же науку - геометрию), точно так же обстоит дело и с исследованием
сущего. Ибо исследовать то, что составляет привходящие свойства сущего
как такового и противоположности его как сущего, - это дело не какой-либо
другой науки, а только философии. Ведь на долю учения о природе можно бы
отнести исследование
предметов, не поскольку они сущее, а скорее поскольку они причастны
движению.
Диалектика же и софистика имеют, правда, дело с привходящими свойствами
вещей,
но не поскольку они сущее, и не занимаются самим сущим как таковым.
Поэтому
остается только философу исследовать то, о чем шла речь выше, поскольку
оно сущее.
А так как о сущем, при всем различии его значений, говорится в отношении
чего-то единого и общего [всем] и таким же образом говорится и о противоположностях
(они сводимы к первичным противоположностям и различиям сущего), .а исследование
такого рода вещей может быть делом одной науки, то тем самым устраняется,
по-видимому, указанное в начале затруднение - я имею в виду вопрос, как
может
одна наука исследовать многие и притом различные по роду вещи.
<.....................................>
______________________________________________________________________________________
|