Хотя математик на свой лад и пользуется общими
положениями, но начала
математики должна исследовать первая философия. В самом деле, положение
«Если
от равного отнять равное, то остатки будут равны» обще для всего количественного,
а математика исследует, применяя его к определенной части своего предмета,
например: к линиям, или углам, или к числам, или к чему-то другому
количественному, однако не поскольку они сущее, а поскольку каждое из них
есть нечто непрерывное в одном, двух или трех измерениях; философия же
не рассматривает частичного, в какой мере что-то присуще ему как привходящее,
а исследует каждое такое частичное лишь
по отношению к сущему как сущему. Так же, как с математикой, обстоит
дело и с
учением о природе: привходящие свойства и начала вещей учение о природе
рассматривает, поскольку эти вещи суть движущееся,
{107}
а не поскольку они существующее (между тем о первой науке мы сказали,
что она
имеет дело с ними [1] поскольку ее предметы суть существующее, а не
поскольку они
суть нечто разное); поэтому и учение о природе, и математику следует
считать лишь частями мудрости.