Одно есть определенное нечто, или количество,
или еще что-то из других [родов сущего] только в действительности, другое
- в возможности, иное - в возможности
и действительности. Движение же не бывает помимо вещей, ибо изменение
всегда совершается в отношении различных родов сущего, и нет чего-либо
общего для них,
что не принадлежало бы ни к одному из этих родов. Каждый [род сущего]
всегда
присущ двояким образом (например, «определенное нечто» - это, с одной
стороны,
форма, с другой - лишенность ее, и точно так же в отношении качества
- одно есть
белое, другое - черное, в отношении количества - одно законченное,
другое - незаконченное, в отношении перемещения - одно вверх, другое вниз
или одно легкое, другое тяжелое); так что видов движения и изменения столько
же, сколько и видов
сущего [1] А так как по каждому роду различается
{112}
сущее в возможности и сущее в действительности, то я под движением
разумею осуществление сущего в возможности как такового. Что мы говорим
верно - это ясно
вот из чего. Когда то, что может строиться, поскольку оно есть то,
что подразумеваем
под таковым, находится в осуществлении, оно строится, и это [2] есть
строительство.
И то же можно сказать об обучении, лечении, хождении <и катании>,
прыгании, старении, созревании. А происходит движение тогда, когда имеет
место само осуществление, и не прежде и не после. Так вот, движение есть
осуществление того,
что есть в возможности, когда оно [3] при осуществлении действует не
как таковое,
а поскольку оно может быть приведено в движение. А говорю я «поскольку»
вот в
каком смысле. Медь есть изваяние в возможности; однако осуществление
меди,
поскольку она медь, не есть движение. Ведь не одно и то же быть медью
и быть
чем-то в возможности, ибо если бы это было просто по определению одно
и то же,
то осуществление меди [как таковое] было бы некоторым движением. Но
это не одно
и то же (что очевидно, когда речь идет о противоположностях: возможность
быть здоровым и возможность быть больным - не одно и то же, иначе было
бы одно и то
же быть здоровым и быть больным; между тем субстрат, который бывает
здоровым
или больным, будет ли это влага или кровь, один и тот же). А так как
они [4] не одно
и то же, как не одно и то же цвет и видимое, то движение есть осуществление
возможного как такового. Таким образом ясно, что движение есть именно
это осуществление и что движение происходит тогда, когда имеет место само
осуществление, и не прежде и не после. Ибо что бы то ни было может
то находиться
в осуществлении, то нет, как, например, то, что может строиться, поскольку
оно
может строиться; и осуществление того, что может
строиться, поскольку оно может строиться, есть строительство. В самом
деле, осуществление - это или строительство или строение. Но когда есть
строение, уже
нет того, что может строиться. Следовательно, осуществлением должно
быть строительство, строительство же есть некоторое движение. И то же можно
сказать
обо
всех других движениях.
А что сказанное правильно - это ясно [и] из
того, что говорят о движении другие,
а также из того, что определить его иначе нелегко. В самом деле, отнести
его к
другому роду нельзя,- это видно из того, что о нем говорят: некоторые
[5] называют
его инаковостью, неравенством и не-сущим, однако ничего из перечисленного
не приводится в движение с необходимостью, и точно так же переход в них
или от них осуществляется не в большей мере, нежели переход в противолежащее
им или от противолежащего им [6] Причина же, почему движение относят сюда,
состоит в том,
что оно кажется чем-то неопределенным, и начала одной из попарно
расположенных противоположностей неопределенны ввиду того, что они
имеют свойство лишенности. Действительно, ни одно из этих начал не есть
ни
определенное нечто, ни такое-то качество и не принадлежит и к остальным
родам
сущего. Причина же того, что движение кажется неопределенным, состоит
в том, что
его нельзя отнести ни к возможности сущего, ни к действительности сущего:
ведь и
то, что есть количество в возможности, не приводится необходимым образом
в
движение, так же как и то, что есть количество в действительности,
и движение,
правда, кажется некоторым осуществлением, но незаконченным; причина
в том, что
не закончено то сущее в возможности, осуществление которого есть движение.
Поэтому-то трудно постичь, что такое движение: его необходимо отнести или
к лишенности, или к возможности, или просто к осуществлению, между тем
ничто из
этого не представляется допустимым. Так что ему только и остается быть
тем, что мы сказали, а именно быть осуществлением, и притом осуществлением
в указанном
смысле [7]; понять это осуществление, правда, трудно, но оно вполне
возможно.
А что движение находится в движущемся, это
ясно, ибо оно его осуществление
посредством того, что приводит в движение. А действие (energeia) того,
что приводит
в движение, не другое, [нежели у движущегося], ибо оно должно быть
осуществлением того и другого; в самом деле, нечто может приводить
в движение благодаря тому, что способно к этому, а приводит в движение
благодаря тому, что действует, но деятельно оно по отношению к тому, что
может быть приведено в
движение, так что действие у обоих в равной мере одно [8]
{113}
точно так же как одним и тем же бывает расстояние от одного к двум
и от двух к
одному, равно как и подъем и спуск, хотя бытие у них .не одно; и подобным
же
образом обстоит дело с движущим и движущимся.
<.....................................>
______________________________________________________________________________________
|