Из того, что изменяется, одно изменяется привходящим
образом, как, например, образованный гуляет, а о чем-то другом без оговорок
утверждают, что оно изменяется, поскольку что-то в нем изменяется,- таково,
например, все, что изменяется в своих
частях (тело выздоравливает, потому что выздоравливает глаз); имеется
также нечто движущееся само по себе, изначально, и таково само по себе
движимое. Подобным же образом обстоит дело и с движущим; а именно: оно
движет или привходящим образом, или какой-то своей частью, или само по
себе. Существует также нечто, что первым приводит в движение; есть и то,
что приводится в движение, далее - время, в которое
оно движется, то, из чего, и то, к чему оно движется. Формы же, состояния
и место, к которым движется то, что приводится в движение, неподвижны,
например знание и теплота: не теплота есть движение, а нагревание. Изменение
не привходящее бывает
не у всякого, а у противоположностей, у промежуточного между ними и
у противоречащего одно другому. Что это так, подтверждается наведением.
И то, что претерпевает изменение, изменяется
или из одного субстрата в другой субстрат, или из того, что не есть субстрат,
в то, что не есть субстрат, или из субстрата
в то, что не есть субстрат, или из того, что не есть субстрат, в субстрат
(под
субстратом я разумею здесь то, что выражено утвердительной речью).
Так что
необходимо существуют три вида изменений, ибо изменение из не-субстрата
{115}
в не-субстрат не есть изменение: здесь пет ни противоположностей, ни
противоречий, потому что пет никакого противопоставления. Изменение по
противоречию, происходящее из не-субстрата в субстрат, есть возникновение,
причем если
происходит изменение в безотносительном смысле, то это возникновение
в безотносительном смысле, а если происходит изменение чего-то определенного,
то
это возникновение чего-то определенного [1]; изменение же из субстрата
в не-субстрат есть уничтожение, при этом если происходит изменение
в безотносительном смысле, то и уничтожение в безотносительном смысле,
а если изменение чего-то определенного, то это уничтожение чего-то определенного.
Так
вот,
если о несущем говорится в нескольких значениях и не допускает
движения ни не-сущее, имеющееся из-за [неправильного] связывания или разъединения
[мыслей],
ни пе-сущее в смысле [сущего] в возможности, противолежащее сущему
вообще
(правда, не-белое или не-бла-гое все же может быть приведено в движение
привходящим образом: ведь не-белое - это может быть человек; но то,
что ни в каком смысле не есть определенное нечто, никак не допускает движения,
ибо несущее [как таковое] не допускает движения). Если это так, то и возникновение
не может быть движением, ведь возникает именно то, что [еще] не есть: как
бы ни считали его возникновение чем-то привходящим, однако верно будет
сказать, что тому, что
возникает в безотносительном смысле, присуще не-сущее. И то же можно
сказать и
о состоянии покоя. А к этим затруднениям прибавляется и то, что все
движущееся находится в каком-то месте, не-сущее же не занимает места: ведь
иначе оно было бы где-нибудь. Несомненно, и уничтожение не есть движение,
ибо движению противоположны движение или покой, между тем уничтожение противоположно
возникновению. А так как всякое движение есть некоторое изменение,
а изменений имеется три указанных выше вида, и из этих изменений те, что
относятся к возникновению и уничтожению, нс суть движения (это именно изменения
по противоречию), то движением необходимо признавать одно только изменение
из
одного субстрата в другой субстрат. А субстраты либо противоположны
друг другу,
либо суть нечто промежуточное, ибо лишенность также можно принять за
противоположность и может быть выражена утвердительной речью, например:
голое, слепое, черное.
<.....................................>
______________________________________________________________________________________
|