Предмет настоящего рассмотрения - сущность,
ибо мы ищем начала и причины сущностей. И если все в совокупности есть
как бы некоторое целое, то сущность есть первая часть его; а если все в
совокупности рассматривать как последовательный ряд
то и в этом случае сущность - первое, затем следует качество, потом
- количество.
Тем более что остальное, вообще говоря, не сущее [в собственном смысле],
а качества
и движения, или такое же сущее, как «не-белое» и «непрямое»; по крайней
мере мы о
них говорим, что они есть, например «есть нечто не-белое». А кроме
того, из
остального ничто не существует отдельно. И древние своими делами подтверждают
это, ибо они искали начала, элементы и причины сущности. Нынешние философы
скорее признают сущностью общее (ибо роды - это общее, а роды, по их
мнению, в большей мере начала и сущности; ведь они ищут, исходя из определений);
древние, напротив, считали сущностями единичное, например огонь и землю,
а не общее им - тело.
Имеется три вида сущностей: прежде всего воспринимаемые
чувствами; из них
одни - вечные, другие - преходящие, признаваемые всеми (например, растения
и животные), и для таких сущностей надлежит указать их элементы - либо
один, либо несколько. Далее, сущности неподвижные; о них некоторые утверждают,
что они существуют отдельно, причем одни делят их на два рода, другие видят
в эйдосах и математических предметах сущность одной природы, третьи признают
из них только математические предметы. Чувственно воспринимаемые сущности
составляют
предмет
учения о природе (ибо им свойственно движение), а с неподвижными
имеет дело другая наука, поскольку у них нет начала, общего с первыми.
Сущность, воспринимаемая чувствами, подвержена
изменению. Если же
изменение исходит от противолежащего одно другому или от промежуточного,
но
не от всякого противолежащего (ведь и голос есть не-белое), а от противоположного
одно другому, то должен быть какой-то субстрат, который изменяется
в
противоположное состояние, ибо противоположное [как таковое] не подвержено
изменению.
>
______________________________________________________________________________________
|