КНИГА ДВЕНАДЦАТАЯ
ГЛАВА ПЕРВАЯ
 

     Предмет настоящего рассмотрения - сущность, ибо мы ищем начала и причины сущностей. И если все в совокупности есть как бы некоторое целое, то сущность есть первая часть его; а если все в совокупности рассматривать как последовательный ряд 
то и в этом случае сущность - первое, затем следует качество, потом - количество. 
Тем более что остальное, вообще говоря, не сущее [в собственном смысле], а качества 
и движения, или такое же сущее, как «не-белое» и «непрямое»; по крайней мере мы о 
них говорим, что они есть, например «есть нечто не-белое». А кроме того, из 
остального ничто не существует отдельно. И древние своими делами подтверждают 
это, ибо они искали начала, элементы и причины сущности. Нынешние философы 
скорее признают сущностью общее (ибо роды - это общее, а роды, по их мнению, в большей мере начала и сущности; ведь они ищут, исходя из определений); древние, напротив, считали сущностями единичное, например огонь и землю, а не общее им - тело. 
     Имеется три вида сущностей: прежде всего воспринимаемые чувствами; из них 
одни - вечные, другие - преходящие, признаваемые всеми (например, растения и животные), и для таких сущностей надлежит указать их элементы - либо один, либо несколько. Далее, сущности неподвижные; о них некоторые утверждают, что они существуют отдельно, причем одни делят их на два рода, другие видят в эйдосах и математических предметах сущность одной природы, третьи признают из них только математические предметы. Чувственно воспринимаемые сущности составляют 
предмет

учения о природе (ибо им свойственно движение), а с неподвижными имеет дело другая наука, поскольку у них нет начала, общего с первыми. 
     Сущность, воспринимаемая чувствами, подвержена изменению. Если же 
изменение исходит от противолежащего одно другому или от промежуточного, но 
не от всякого противолежащего (ведь и голос есть не-белое), а от противоположного 
одно другому, то должен быть какой-то субстрат, который изменяется в 
противоположное состояние, ибо противоположное [как таковое] не подвержено изменению. 
>
______________________________________________________________________________________
п