КНИГА ДВЕНАДЦАТАЯ
ГЛАВА ПЯТАЯ
 

     Иные существуют отдельно, а иные нет; первые - это сущности, и потому причины всего одни и те же, так как без сущностей нет свойств и движений. Этими 
[причинами] будут, пожалуй, душа и тело или ум, влечение и тело. 
     И еще иначе начала бывают одни и те же в смысле соответствия между ними, а именно как действительность и возможность. Но и они у разных вещей разные и 
имеют разное значение. В самом деле, в некоторых случаях одно и то же бывает то 
в действительности, то в возможности, например вино или плоть или человек (это [различение] также совпадает с [различением] указанных причин, ибо сущим в действительности бывает форма, если она способна к отдельному существованию, 
и составное из материи и формы, а также лишенность формы, например темнота или больное; а в возможности существует материя, ибо она способна принимать [определенность] и через форму, и через лишенность формы) по-иному вещи 
различаются как имеющиеся в действительности и возможности, если материя 
у них не одна и та же, причем [и] форма у этих вещей не одна и та же, а разная; так, причина человека не только элементы - огонь и земля как материя, а также присущая 
лишь ему форма, но и некоторая другая внешняя причина (скажем, отец), и кроме них Солнце и его наклонный круговой путь, хотя они не материя, не форма, не 
лишенность формы [человека] и не одного вида [с человеком], а движущие [причины]. 
{123} 
     Кроме того, необходимо заметить, что одни причины могут сказываться как общее, 
а другие нет. Первые начала всех вещей-это нечто определенное, существующее как первое в действительности, и другое, существующее в возможности. Общие же 
причины, о которых была речь, не существуют, ибо начало единичного - единичное; правда, начало для человека вообще-человек, но никакого человека вообще не 
существует, а начало для Ахилла Полей, а для тебя - твой отец, и вот это Б - для вот 
этого Б А, и Б вообще есть начало для БА без оговорок. 
     Далее, если начала сущностей суть начала всего, то все же, как было сказано, 
разное

имеет разные причины и элементы: они разные не только для того, что не принадлежит к одному и тому же роду, например цвета, звуки, сущности, количество (разве лишь в смысле соответствия), но и для того, что принадлежит к одному и 
тому же виду,- разные не по виду, а в том смысле, что для единичных они разные: 
твоя материя, форма и движущая причина не те, что мои, хотя, по общему 
определению, они одни и те же. Что же касается вопроса, каковы начала или 
элементы у сущностей, отношений и качеств, одни ли и те же они или разные, то 
ясно, что, если вкладывать в них разные значения, они одни и те же для каждой [категории]; если же эти значения различить, они будут уже не одни и те же, а разные, разве только в некотором смысле они одни и те же для всего. А именно они одни и 
те же в смысле соответствия - в том смысле, что они все одинаково материя, форма, лишенность формы и движущее; они одни и те же и в том смысле, что причины сущностей суть некоторым образом причины всего, потому что если они 
уничтожаются, уничтожается все. И кроме того, первое [начало] находящееся в 
состоянии осуществленности, [есть причина всего]. А в другом смысле первые 
причины разные, а именно различны все противоположности , которые не 
сказываются ни как роды, ни как имеющие различные значения, а также материя 
[разных вещей] разная. Таким образом, сказано, что такое начала чувственно воспринимаемых вещей и сколько их, а также в каком смысле они одни и те же, и 
в каком разные. 
<.....................................>
______________________________________________________________________________________
п