Надо также рассмотреть, каким из двух способов
содержит природа мирового
целого благо и наилучшее - как нечто существующее отдельно и само по
себе или как порядок. Или же и тем и другим способом, как у войска? Ведь
здесь и в самом порядке - благо, и сам предводитель войска - благо, и скорее
даже он: ведь не он зависит от
порядка, а порядок - от него. [В мировом целом] все упорядочено определенным
образом, но не одинаково и рыбы, и птицы, и растения; и дело обстоит
не так, что
одно не имеет никакого отношения к другому; какое-то отношение есть.
Ибо все упорядочено для одной [цели], но так, как это бывает в доме, где
свободным меньше
всего полагается делать все, что придется; напротив, для них все или
большая часть
[дел] определено, между тем у рабов и у животных мало что имеет отношение
к
общему [благу], а большей частью им остается делать что приходится
, ибо природа каждого из них составляет такое начало. Всякому, по моему
разумению, необходимо занять свое особое место, и точно так же есть и другое,
в чем участвуют все для
[блага] целого.
А какие несообразные или нелепые выводы получаются
у тех, кто высказывает
иные взгляды, и каковы взгляды тех, кто высказывается более тонко,
и с какими
связано меньше всего трудностей,- все это не должно ускользнуть от
нашего
внимания. Все [философы] выводят все из противоположностей. Однако
неправильно
ни «все», ни «из противоположностей» а как вещи будут получаться из
противоположностей там, где противоположности имеются, этого не говорят:
ведь противоположности не могут испытывать воздействия друг от друга. Для
нас эта трудность устраняется естественно; дело в том, что есть нечто третье.
Между тем некоторые считают материю одной из двух противоположностей, например
те, кто противополагает неравное равному и многое единому Но и это решается
таким же образом, а именно: материя, которая [каждый раз? одна, ничему
не противоположна. Далее, [в этом случае? все, кроме единого, было бы причастно
дурному, ибо само зло
есть один из двух элементов . А некоторые не признают благо и зло даже
за начала;
между тем начало всех вещей скорее всего благо Что же касается тех,
о ком мы
говорили выше, то они правы, утверждая, что благо есть начало, но в
каком смысле
оно начало, они не говорят,- как цель ли, или как движущее, или как
форма.
Несостоятелен и взгляд Эмпедокла. Место блага
занимает у него дружба, но она
{129}
начало и как движущее (ибо она единит), и как материя (ибо она часть
смеси). Но если даже одному и тому же случается быть началом и как материя,
и как движущее, то все
же быть материей и быть движущим не одно и то же.
Так вот, по отношению к чему из них дружба
есть начало? Нелепо также и утверждение, будто вражда непреходяща, а ведь
именно она составляет, [по
Эмпедоклу], природу зла.
С другой стороны, Анаксагор считает благо
движущим началом, ибо движет, по
его мнению, ум. Но движет ум ради какой-то цели, так что эта цель -
[уже] другое
[начало] (разве только это понимают так, как мы говорим, а именно:
врачебное
искусство, [например], есть в некотором смысле здоровье) . Нелепо также
и то, что Анаксагор не предположил чего-то противоположного благу, т. е.
уму. А все, кто
говорит
о противоположностях, к противоположностям не прибегают, если
только
этих [философов] не поправляют. И почему одни вещи преходящи, другие
непреходящи, этого никто не говорит: все существующее они выводят из
одних и
тех же начал. А кроме того, одни выводят существующее из не-сущего;
другие же,
дабы их не принуждали к этому, объявляют все одним.
Далее, почему возникновение вечно и в чем
причина возникновения, об этом не говорит никто. И для тех, кто предполагает
два начала, должно быть еще одно начало, более важное равным образом должно
быть другое, более важное начало для тех, кто принимает эйдосы, ибо на
каком основании [единичные вещи] были причастны или теперь причастны эйдо-сам?
И всем другим необходимо приходить к выводу, что мудрости, т. е. наиболее
достойному знанию, что-то противоположно, а для нас
такой необходимости нет, потому что первому ничего не противоположно.
В самом
деле, все противоположности имеют материю, которая есть в возможности
эти противоположности, а поскольку [мудрости] противоположно неведение,
оно
должно было бы иметь своим предметом противоположное, но первому ничего
не противоположно.
Далее, если помимо чувственно воспринимаемого
не будет ничего другого, то не
будет ни [первого] начала, ни порядка, ни возникновения, ни небесных
явлений, а
у каждого начала всегда будет другое начало, как утверждают те, кто
пишет о божественном, и все рассуждающие о природе. А если [помимо чувственно
воспринимаемого] существуют эйдосы или числа, то они ни для чего не будут
причинами, во всяком случае не для движения. И кроме того, каким образом
величина или непрерывное может возникнуть из того, что не имеет величины?
Ведь число не произведет непрерывного ни как движущее, ни как форма . С
другой
стороны, из двух противоположностей ни одна не будет по сути дела (hoper)
ни действующей, ни движущей причиной: ведь такая причина могла бы и не
существовать. И во всяком случае ее деятельность была бы не первее
ее способности. Тогда, значит, не было бы вечных вещей. Но такие вещи есть.
Значит, какое-нибудь
из этих утверждений надо отвергнуть . И как это сделать, у нас сказано
. - Далее,
благодаря чему числа или душа и тело, и вообще форма и вещь составляют
одно, об
этом никто ничего не говорит; и сказать это нельзя, если не согласиться
с нами, что
одним делает их движущее . А те, кто говорит , что математическое число
- первое
и за ним все время следуют другие сущности, а начала у них разные,
делают сущность целого бессвязной (ибо одного вида сущность, наличествует
ли она или нет, ничем
не содействует другого вида сущности) и полагают множество начал. Между
тем
сущее не желает быть плохо управляемым. «Нет в многовластии блага,
да будет
единый властитель».
<.....................................>
______________________________________________________________________________________
|