Итак, что такое сущность чувственно воспринимаемых
вещей - это было сказано в сочинении о природе относительно материи и позже
- относительно сущности как деятельной сущности. А так как следует выяснить,
существует ли помимо чувственно воспринимаемых сущностей какая-нибудь неподвижная
и вечная или нет и что же
она такое, если существует, то прежде всего необходимо рассмотреть
высказывания
{130}
других, чтобы нам, если они утверждают что-то неправильное, не впасть
в те же
самые ошибки, и, если какое-нибудь учение у нас обще с ними, чтобы
мы не
досадовали на себя одних: ведь надо быть довольным, если в одних случаях
утверждают лучше, чем другие, а в других - по крайней мере не хуже.
По этому вопросу существуют два мнения, а
именно: некоторые говорят, что математические предметы (например, числа,
линии и тому подобное) суть такие
сущности, а с другой стороны, что таковы идеи. Но так как одни объявляют
такими сущностями два рода - идеи и математические числа, другие же признают
природу
тех и других одной а еще некоторые говорят, что существуют одни только
математические сущности, то прежде всего надо исследовать математические
предметы, не прибавляя к ним никакой другой природы, например не ставя
вопрос,
идеи ли они или нет, начала ли они и сущности существующего или нет,
а подходя к
ним
только как к математическим- существуют ли они или не существуют,
и если
существуют, то как именно. После этого надо отдельно рассмотреть сами
идеи - в
общих чертах и лишь насколько этого требует обычай: ведь многое было
говорено и
в доступных всем сочинениях . А за этим разбором должно приступить
к более пространному рассуждению, чтобы выяснить, суть ли числа и идеи
сущности и
начала существующего. Это остается третьим рассмотрением после рассмотрения
идей.
Если же существуют математические предметы,
то необходимо, чтобы они либо находились в чувственно воспринимаемом, как
утверждают некоторые, либо существовали отдельно от чувственно воспринимаемого
(некоторые говорят и так) а
если они не существуют ни тем ни другим образом, то они либо вообще
не
существуют, либо существуют иным способом. В последнем случае, таким
образом,
спор у нас будет не о том, существуют ли они, а о том, каким образом
они существуют.
>
______________________________________________________________________________________
|