КНИГА ТРИНАДЦАТАЯ
ГЛАВА ПЕРВАЯ
 

     Итак, что такое сущность чувственно воспринимаемых вещей - это было сказано в сочинении о природе относительно материи и позже - относительно сущности как деятельной сущности. А так как следует выяснить, существует ли помимо чувственно воспринимаемых сущностей какая-нибудь неподвижная и вечная или нет и что же 
она такое, если существует, то прежде всего необходимо рассмотреть высказывания 
{130} 
других, чтобы нам, если они утверждают что-то неправильное, не впасть в те же 
самые ошибки, и, если какое-нибудь учение у нас обще с ними, чтобы мы не 
досадовали на себя одних: ведь надо быть довольным, если в одних случаях 
утверждают лучше, чем другие, а в других - по крайней мере не хуже. 
     По этому вопросу существуют два мнения, а именно: некоторые говорят, что математические предметы (например, числа, линии и тому подобное) суть такие 
сущности, а с другой стороны, что таковы идеи. Но так как одни объявляют такими сущностями два рода - идеи и математические числа, другие же признают природу 
тех и других одной а еще некоторые говорят, что существуют одни только 
математические сущности, то прежде всего надо исследовать математические 
предметы, не прибавляя к ним никакой другой природы, например не ставя вопрос, 
идеи ли они или нет, начала ли они и сущности существующего или нет, а подходя к 
ним

только как к математическим- существуют ли они или не существуют, и если 
существуют, то как именно. После этого надо отдельно рассмотреть сами идеи - в 
общих чертах и лишь насколько этого требует обычай: ведь многое было говорено и 
в доступных всем сочинениях . А за этим разбором должно приступить к более пространному рассуждению, чтобы выяснить, суть ли числа и идеи сущности и 
начала существующего. Это остается третьим рассмотрением после рассмотрения 
идей. 
     Если же существуют математические предметы, то необходимо, чтобы они либо находились в чувственно воспринимаемом, как утверждают некоторые, либо существовали отдельно от чувственно воспринимаемого (некоторые говорят и так) а 
если они не существуют ни тем ни другим образом, то они либо вообще не 
существуют, либо существуют иным способом. В последнем случае, таким образом, 
спор у нас будет не о том, существуют ли они, а о том, каким образом они существуют. 
>
______________________________________________________________________________________
п