Так же как общие положения в математике относятся
не к тому, что существует отдельно помимо [пространственных] величин и
чисел, а именно к ним, однако не поскольку они имеют величину или делимы,
точно так же ясно, что и относительно чувственно воспринимаемых величин
могут быть и рассуждения и доказательства не поскольку они чувственно воспринимаемы,
а поскольку они [пространственные] величины. В самом деле, так же как о
вещах возможно много рассуждений только как
о движущихся, независимо от того, что есть каждая из этих вещей и какие
у них
привходящие свойства, и из-за этого нет необходимости, чтобы существовало
что-то движущееся, отдельное от чувственно воспринимаемых вещей, или чтобы
в них
имелась [для движения] какая-то особая сущность , точно так же и относительно
движущихся вещей возможны рассуждения и знания не поскольку они движущиеся
вещи, а лишь поскольку они тела, или опять-таки лишь поскольку они
плоскости,
или лишь поскольку они линии, или поскольку они делимы, или поскольку
неделимы, но имеют положение [в пространстве], или поскольку они только
неделимы. Поэтому если верно вообще говорить, что существует не только
отделенное, но и неотделенное (например, что существует движущееся),
то верно
также вообще сказать, что существуют математические предметы и что
они именно
такие, как о них говорят [математики]. И как о других науках верно
будет вообще
сказать, что каждая изучает свой предмет, а не привходящее (например,
не бледное,
если здоровое бледно, а здоровое), т. е. исследует нечто как таковое,-
здоровое,
поскольку оно здоровое, человека, поскольку он человек,- точно так
же обстоит дело
с геометрией. Если ее предмету случается быть чувственно воспринимаемым,
но занимается она им не поскольку он чувственно воспринимаем, то математические
науки не будут науками о чувственно воспринимаемом, однако и не науками
о
другом, что существовало бы отдельно помимо него. У вещей много привходящих
свойств самих по себе, поскольку каждая из них именно такого рода :
ведь у
животного, [например], имеются отличительные признаки, поскольку оно
женского
пола и поскольку мужского, хотя и не существует чего-либо женского
или мужского
отдельно от животных. Так что (вещи можно рассматривать] также только
как
имеющие длину и плоскость. И чем первее по определению и более просто
то, о
чем знание, тем в большей мере этому знанию присуща строгость (а строгость
эта-
в простоте); поэтому, когда отвлекаются от величины, знание более строго,
чем
когда от нее не отвлекаются, а наиболее строго - когда отвлекаются
от движения.
Если же предмет знания - движение, то наиболее строго оно, если изучают
первое движение , ведь это движение - самое простое, а из его видов самое
простое -
движение
равномерное.
И то же самое можно сказать и про учение о
гармонии, и про оптику: и та и другая рассматривает [свой предмет] не поскольку
он зрение или звук, а поскольку это
линии и числа, которые, однако, суть их собственные свойства . И точно
так же
механика. Поэтому если, полагая что-то обособленно от привходящих свойств,
рассматривают его, поскольку оно таково, то не получится никакой ошибки,
как и в
том случае, когда чертят на земле и объявляют длиною в одну стопу линию,
которая
{133}
этой длины не имеет: ведь в предпосылках здесь нет ошибки.
И лучше всего можно каждую вещь рассмотреть
таким образом: полагая отдельно
то, что отдельно не существует, как это делает исследователь чисел
и геометр. В
самом деле, человек, поскольку он человек, един и неделим, и исследователь
чисел полагает его как единого неделимого и затем исследует, что свойственно
человеку,
поскольку он неделим. Геометр же рассматривает его не поскольку он
человек и не поскольку он неделим, а поскольку он имеет объем. Ведь ясно,
что то, что было бы присуще человеку, даже если бы он случайно не был неделим,
может быть присуще
ему и без этого Вот почему геометры говорят правильно и рассуждают
о том, что на
деле существует, и их предмет - существующее, ибо сущее имеет двоякий
смысл - как осуществленность и как материя.
Так как благое и прекрасное не одно и то же
(первое всегда в деянии, прекрасное
же-и в неподвижном), то заблуждаются то, кто утверждает, что математика
ничего
не говорит о прекрасном или благом. На самом же деле она говорит прежде
всего о
нем и выявляет его. Ведь если она не называет его по имени, а выявляет
его
свойства (ergd) и соотношения, то это не значит, что она не говорит
о нем. А
важнейшие виды прекрасного - это слаженность, соразмерность и определенность,
математика больше всего и выявляет именно их. И так как именно они (я имею
в
виду, например, слаженность и определенность) оказываются причиной
многого, то
ясно, что математика может некоторым образом говорить и о такого рода
причине -
о причине в смысле прекрасного. Яснее мы скажем об этом в другом месте
.
<.....................................>
______________________________________________________________________________________
|