После того как мы выяснили относительно идей,
уместно вновь рассмотреть
выводы, которые делают о числах те, кто объявляет их отдельно существующими
сущностями и первыми причинами вещей. Если число есть нечто самосущее (physis)
и его сущность, как утверждают некоторые, не что иное, как число, то
(1) необходимо,
чтобы одно из них было первым, другое - последующим и чтобы каждое
отличалось
от другого по виду, так что либо [а] это свойственно прямо всем единицам
и ни одна единица не сопоставима ни с какой другой, либо [б] все единицы
непосредственно следуют друг за другом и любая сопоставима с любой,- таково,
говорят они, математическое число (ведь в этом числе ни одна единица ничем
не отличается от другой) либо [в] одни единицы сопоставимы, а другие нет
(например, если за
«одним» первой следует двойка, затем тройка и так остальные числа,
а единицы сопоставимы в каждом числе, например: единицы в первой двойке
- с самими собой,
и единицы в первой тройке - с самими собой, и так в остальных числах;
но единицы
в самой-по-себе-двойке несопоставимы с единицами в самой-по-себе-тройке,
и
точно так же в остальных числах, следующих одно за другим. Поэтому
и
математическое число счисляется так: за «одним» следует «два» через
прибавление к предыдущему «одному» другого «одного», затем «три» через
прибавление еще
«одного», и остальные числа таким же образом. Число же, [принадлежащее
к
эйдосам], счисляется так: за «одним» следуют другие «два» без первого
«одного», а
тройка - без двойки, и остальные числа таким же образом). Или (2) один
род чисел
должен быть таким, как обозначенный вначале, другой - таким, как о
нем говорят математики, третий - таким, как о нем было сказано в конце.
И кроме того, эти числа должны либо существовать
отдельно от вещей, либо не существовать отдельно, а находиться в чувственно
воспринимаемых вещах (однако
не так, как мы рассматривали вначале а так, что чувственно воспринимаемые
вещи состоят из чисел как их составных частей), либо один род чисел должен
существовать отдельно, а другой нет.
Таковы по необходимости единственные способы,
какими могут существовать
числа. И можно сказать, что из тех, кто признает единое началом, сущностью
и
элементом всего и выводит число из этого единого и чего-то еще , каждый
указал на какой-нибудь из этих способов, за исключением только того, что
никакие единицы
не сопоставимы друг с другом. И это вполне естественно: ведь не может
быть
никакого
еще другого способа, кроме указанных. Так вот, одни утверждают,
что числа существуют обоих родов: одно из них, которое содержит «предшествующее»
и
{136}
«последующее»,-это идеи, а другое-математическое, помимо идей и чувственно
воспринимаемых вещей, и оба этих рода существуют отдельно от чувственно
воспринимаемых вещей. Другие же утверждают, что только математическое число
есть первое из существующего, отделенное от чувственно воспринимаемых
вещей. Равным образом пифагорейцы признают одно - математическое - число,
только не отделенное; они утверждают, что чувственно воспринимаемые сущности
состоят из такого числа, а именно все небо образовано из чисел, но не составленных
из [отвлеченных] единиц; единицы, по их мнению, имеют [пространственную]
величину. Но как возникла величина у первого единого, это, по-видимому,
вызывает затруднения у них.
Еще один говорит, что существует только первый
род чисел как чисел-эйдосов, а некоторые считают, что именно математические
числа и есть эти числа.
И подобным же образом рассматриваются линии,
плоскости и тела. А именно:
одни различают математические [величины] и те, которые образуются вслед
за
идеями а из рассуждающих иначе одни признают математические предметы
и в математическом смысле, те именно, кто не делает идеи числами и отрицает
существование идей; другие же признают математические предметы, но не в
математическом смысле: по их мнению, не всякая величина делится на величины
и
не любые единицы образуют двойку. А что числа состоят из единиц, это,
за
исключением одних лишь пифагорейцев, утверждают все, кто считает единое
элементом и началом существующего. Пифагорейцы же, как сказано раньше,
утверждают, что числа имеют [пространственную] величину. Таким образом,
из
сказанного ясно, сколь различным образом можно говорить о числах, а
также что
все высказанные мнения о числах здесь изложены. Так вот, все они
несостоятельны, только одни, быть может, в большей мере, нежели другие.
<.....................................>
______________________________________________________________________________________
|