Итак, сказанного об
этой сущности достаточно Все, однако, считают начала противоположностями
- так же как у природных вещей, так одинаково и у
неподвижных сущностей. Но если не может существовать
ничего, что было бы первее начала всего, то, надо полагать, невозможно,
чтобы это начало было началом, будучи чем-то другим; это так же, как если
бы кто-то сказал, что белое есть начало не как
нечто другое, а как белое и, однако, что оно
белое по отношению к субстрату, т. е. что
оно белое, будучи чем-то другим: ведь тогда это
другое будет первее его. Между тем
все возникает из противоположностей как некоего
субстрата; значит, скорее всего субстрат должен быть присущ противоположностям.
Следовательно, все противоположности всегда относятся к субстрату, и ни
одна не существует отдельно. Однако, как это очевидно и подтверждается
доводами, сущности ничто не противоположно. Таким образом, ни одна противоположность
не есть начало всего в собственном смысле слова, а нечто другое есть такое
начало.
Между тем одной из двух
противоположностей они объявляют материю: одни
единому как равному противопоставляют [как материю]
неравное, в котором они усматривают природу множества, а другие единому
противопоставляют множество
(ибо одни выводят числа из двоицы неравного -
из большого и малого, а другой - из множества, причем в обоих случаях через
посредство сущности единого). Ведь тот, кто обозначает как элементы неравное
и единое, а под неравным разумеет двоицу из большого и малого , также утверждает,
что неравное пли большое и малое есть нечто одно, и не различает, что они
одно по определению, а но по числу Но даже начала, которые они называют
элементами, они объясняют не надлежащим образом - одни обозначают большое
и малое вместе с единым как три элемента чисел (первые два -
как их материю, а единое - как форму), другие
же [объявляют началами] многое и немногое на том основании, что большое
и малое ближе по своей природе к [пространственной] величине, а третьи
- более общее у перечисленного:
превышающее и превышаемое. Все эти мнения, можно
сказать, отличаются друг от
друга не в отношении тех или иных выводов, а
только в отношении трудностей обоснования, которых они остерегаются, потому
что они и сами приводят
доказательства для обоснования. Впрочем, на том
же основании, на каком
превышающее и превышаемое, а не большое и малое,
суть начала, и число должно происходить из элементов раньше двоицы: ведь
превышающее и превышаемое,
равно как и число,- более общее. Между тем они
одно утверждают, а другое нет
Далее, одни противопоставляют единому разное
и иное, другие - множество. Но
если, как они этого хотят, существующее составляется
из противоположностей, а
единому или ничто не противоположно, или, раз
уж так необходимо,
противоположно множество, неравное же - равному,
разное - одному и тому же и
иное - самому предмету (ayte),-то наибольшее
доверие внушает мнение тех, кто противопоставляет единое множеству; однако
и они делают это неудовлетворительно, ибо у них получится, что единое есть
малочисленное: ведь множество противолежит малочисленности, а многое -
малочисленному.
А что единое означает
меру, это очевидно. И в каждом случае субстрат - особый, например: у гармонии
- четверть тона, у [пространственной] величины - дактиль или стопа или
что-то в этом роде, в стихотворных размерах - стопа или слог; точно так
же
у тяжести - определенный вес; и у всего - таким
же образом: у качества - нечто обладающее качеством, у количества - нечто
количественное; и мера неделима, в
одних случаях по виду, в других - для чувственного
восприятия, так что единое само
по себе не сущность чего-либо. И это вполне обоснованно,
ибо единое означает меру некоторого множества, а число - измеренное множество
и меры, взятые много раз (поэтому также правильно сказать, что единое не
есть число: ведь и мера - это не множество мер, и мера и единое - начало).
И мера всегда должна быть присуща как
нечто одно и то же всем предметам [одного вида],
например: если мера-лошадь, то
она относится к лошадям, а если мера - человек,
она относится к людям. А если измеряемое человек, лошадь и бог, то мерой
будет, пожалуй, живое существо, и
число их будет числом живых существ. Если же
измеряемое - человек, бледное и
идущее, то меньше всего можно говорить здесь
об их числе, потому что бледное и
идущее присущи одному и тому же, притом одному
по числу; тем не менее число их
будет числом родов или числом каких-нибудь других
подобных обозначений .
А те, кто рассматривает
неравное как нечто единое и признает двоицу чем-то неопределенным, состоящим
из большого и малого, слишком далеко отходят в
своих высказываниях от правдоподобного и возможного.
Ведь это скорее
видоизменения и привходящие свойства чисел и
величин, нежели их субстрат
(многое и немногое - видоизменения числа, большое
и малое - видоизменения величины), так же как четное и нечетное, гладкое
и шероховатое, прямое и кривое.
А к этой ошибке прибавляется еще и то, что большое
и малое и все тому подобное необходимо есть нечто соотнесенное, между тем
из всех категорий соотнесенное
меньше всего есть нечто самобытное или сущность,
и оно нечто последующее по сравнению с качеством и количеством; при этом
соотнесенное, как было сказано,
есть некоторое видоизменение количества, но не
[его] материя, поскольку и для соотнесенного вообще, и для его частей и
видов материей будет нечто другое .
Ибо не существует ничего большого или малого,
многого или немногого,
соотнесенного вообще, что было бы многим или
немногим, большим или малым,
или соотнесенным, не будучи чем-то другим. А
что соотнесенное есть меньше всего некоторая сущность и нечто истинно сущее,
подтверждается тем, что для него
одного нет ни возникновения, ни уничтожения,
ни движения в отличие от того,
как для количества имеется рост и убыль, для
качества - превращение, для
пространства - перемещение, для сущности - просто
возникновение и уничтожение.
Для соотнесенного же всего этого нет, ибо, и
не будучи приведенным в движение,
одно и то же будет иногда больше [другого], иногда
меньше или равно [ему] в зависимости от количественного изменения этого
другого. Да и необходимо, чтобы материей чего бы то ни было, значит и сущности,
было то, что таково в
возможности; соотнесенное же не есть сущность
ни в возможности, ни в действительности. Поэтому нелепо, а скорее невозможно,
считать, что не-сущность
есть элемент сущности и первее ее, ибо все [остальные]
категории суть нечто последующее по отношению к сущности. Далее, элементы
не сказываются о том, элементы чего они есть , между тем многое и немногое
порознь и вместе
сказываются о числе, длинное и короткое - о линии,
а плоскость может быть и
широкой и узкой. Если же существует также некое
множество, о котором всегда
говорится, что оно немногое, например два (ведь
если два-многое, то "одно" было
бы немногим ), то должно существовать и безусловно
многое, как, например, десятка
есть многое, а именно если нет числа больше ее
, или десять тысяч . Как же в таком
случае получится число из немногого и многого?
Ведь о нем должны были бы
сказываться либо то и другое, либо ни одно из
них; между тем здесь сказывается
только одно из двух.
>
______________________________________________________________________________________
|