КНИГА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ
ГЛАВА ШЕСТАЯ
 

     Можно было бы также поставить вопрос, какая польза от чисел в том, что 
смешение выражено в числе-либо в легко исчисляемом , либо в нечетном. На самом 
деле, смесь меда и молока нисколько не станет более целительной, если их 
соотношение будет равно 3: 3, а она была бы более полезна, если бы без всякого [определенного] соотношения сделали ее более жидкой, чем если соотношение смеси выражено определенным числом, но напиток будет крепким. Далее, соотношения 
смеси заключаются в сложении чисел, а не в [умножении] чисел, например: 3+2, а 
не 3х2. Ведь при умножении должен сохраняться один и тот же род и, следовательно, должен измеряться через 1 тот ряд, который может быть выражен через 1х2х3, и 
через 4 - тот, который может быть выражен через 4х5х6; поэтому все произведения, 
[в которые входит один и тот же множитель], должны измеряться этим множителем. Следовательно, не будет числом огня 2х5хЗхб и в то же время числом воды 2х3.
     А если необходимо, чтобы все было связано с числом, то необходимо, чтобы 
многое оказывалось одним и тем же, и одно и то же число - для вот этой вещи и для другой. Так есть ли здесь число причина и благодаря ли ему существует вещь или 
это не ясно? Например, имеется некоторое число движений Солнца, и в свою 
очередь число движений Луны, и число для жизни и возраста у каждого живого 
существа. Так что же мешает одним из этих чисел быть квадратными, другим - кубическими, в одних случаях равными, в других - двойными? Ничто этому не 
мешает, скорее необходимо [вещам] вращаться в этих [числовых отношениях], если 
все связано с числом. А кроме того, под одно и то же число могли бы подходить различные вещи; поэтому если для нескольких вещей было бы одно и то же число, 
то они были бы тождественны друг другу, принадлежа к одному и тому же виду 
числа; например, Солнце и Луна было бы одним и тем же. Однако на каком 
основании числа суть причины? Есть семь гласных, гармонию дают семь струн, 
Плеяд имеется семь, семи лет животные меняют зубы (по крайней мере некоторые, 
а некоторые нет), было семь вождей против Фив. Так разве потому, что число таково 
по природе, вождей оказалось семь или Плеяды состоят из семи звезд? А может 
быть, вождей было семь, потому что было семь ворот, или по какой-нибудь другой причине, а Плеяд семь по нашему счету, а в Медведице - по крайней мере двенадцать, другие же насчитывают их больше; и X, Ps, Z они объявляют созвучиями, и так как музыкальных созвучий три, то и этих звуковых сочетаний, по их мнению, тоже три, 
а что таких сочетаний может быть бесчисленное множество, это их мало заботит 
(ведь GR также можно было бы обозначать одним знаком). Если же [они скажут, что] каждое из этих сочетаний есть двойное по сравнению с остальными [согласными], 
а другого такого звука нет, то причина здесь в том, что при наличии трех мест [для образования согласных] в каждом из них один [согласный] звук присоединяется к 


звуку S, и потому двойных сочетаний только три, а не потому, что музыкальных 
созвучий три, ибо созвучий имеется больше, а в языке больше таких сочетаний быть 
не может. В самом деле, эти философы напоминают древних подражателей Гомера, которые мелкие сходства видели, а больших не замечали. Некоторые же говорят, что 
таких сходств много, например: из средних струн одна выражена через девять, 
другая - через восемь, и точно так же эпический стих имеет семнадцать слогов, 
равняясь по числу этим двум струнам, и скандирование дает для его правой части 
девять слогов, а для левой - восемь; и равным образом утверждают, что расстояние в алфавите от альфы до омеги равно расстоянию от самого низкого звука в флейтах до самого высокого, причем у этих последних число равно всей совокупной гармонии 
небес. И можно сказать, что никому бы не доставило затруднения указывать и 
выискивать такие сходства у вечных вещей раз они имеются и у вещей преходящих.
     Но эти хваленые сущности которые имеются у чисел, равно как их 
противоположности и вообще все относящееся к математике, так, как о них говорят некоторые, объявляя их причинами природы, - все они, по крайней мере при таком рассмотрении, ускользают из рук (ведь ничто среди них не есть причина ни в одном 
из тех значений, которые были определены для начал). [Сторонники этого взгляда] считают, однако, очевидным, что [в числах] имеется благо, что в ряду прекрасного находится нечетное, прямое, квадратное и степени некоторых чисел (совпадают же, говорят они, времена года и такое-то число) и что все остальное, что они 
сваливают в одну кучу на основе своих математических умозрений, имеет именно 
этот смысл. Потому оно и походит на случайные совпадения. Действительно, это случайности, пусть даже близкие друг к другу, а составляют они одно, лишь поскольку имеется какое-то соответствие между ними, ибо в каждом роде сущего есть нечто соответствующее чему-то: как у линии прямое, так у плоскости, пожалуй, ровное, 
у числа - нечетное, а у цвета - белое.
     Далее, числа-эйдосы не составляют причины для гармоничного и тому подобного 
(ибо эти числа, будучи равными между собой, различаются по виду: ведь и единицы 
у них разные); значит, по крайней мере из-за этого нет нужды признавать эйдосы.
     Вот какие выводы следуют из этого учения, и их можно было бы привести еще 
больше. Но уже то, что объяснить возникновение чисел столь мучительно и что 
свести концы с концами здесь невозможно, свидетельствует, по-видимому, о том, 
что математические предметы вопреки утверждениям некоторых нельзя отделять от чувственно воспринимаемых вещей и что они не начала этих вещей. 
<.....................................>
______________________________________________________________________________________