ПРЕДИСЛОВИЕ

     Заглавие предлагаемого сборника «Против идеализма» может вызвать возражение. Первая часть сборника направлена непосредственно или посредственно против идеализма обычного толка. Вторая же часть занимается критикой эмпириокритицизма. Как известно, Авенариус и Мах нападали с большой резкостью на идеалистическую метафизику вообще и подвергали критике трансцендентальный идеализм в частности. Спрашивается поэтому, основательно ли отнести эмпириокритицизм к идеалистическому течению философской мысли? - Да, отвечаем мы, вполне основательно. Всякое мировоззрение определяется не тем, что оно критикует и отрицает, а главным образом тем, что оно утверждает и проповедует. Фихте, например, бичевал кантовскую вещь в себе и в ее лице метафизику как таковую, будучи глубоко убежденным в том, что его наукоучение - истинно научная гносеология, чуждая метафизических начал. Следует ли из этого, что Фихте не был метафизиком и идеалистом? 
     Разумеется не следует. 
     Обычный, как абстрактный, так и конкретный, идеализм превращает мысли в вещи, Авенариус и Мах превратили вещи в ощущения. Там трансцендентным является объективированный процесс мысли, здесь трансцендентным оказался процесс ощущения. Различие как будто налицо, но это частичное различие не меняет сути дела. Суть же в том, что идеализм, как его еще определял Кант, отвергает в том или другом виде объективную, реальную действительность. 
     А если кантовское определение справедливо, - а оно справедливо без всякого сомнения, - то Авенариус и Мах были по существу самьгми откровенными и самыми крайними идеалистами. 
     В теории познания эмпириокритицизма существуют конечно и материалистические мотивы. Но присутствие материалистического элемента носит случайный характер, не вытекающий из общих принципов, и объясняется тем обстоятельством, что Авенариус и Мах были тесно связаны с современным естествознанием. Мах, как известно, был выдающимся физиком, а Авенариус серьезно работал над проблемами психофизиологии. 
    

Но оба мыслителя, следуя рутине и боясь материализма, как обыватель боится революции, сделали из некоторых материалистических положений субъективно-идеалистические выводы, ставшие, обратно, предпосылками и главной основой эмпириокритической гносеологии. 
     Читая Авенариуса и Маха, необходимо твердо помнить золотое правило Козьмы Пруткова: «Если на клетке слона прочтешь надпись - «буйвол», не верь глазам своим». 

                                                                                     Автор 

   27/ VII 1922. Москва

____________________________________________________________________________________
п