ПРЕДИСЛОВИЕ
Заглавие предлагаемого сборника «Против идеализма»
может вызвать возражение. Первая часть сборника направлена непосредственно
или посредственно против идеализма обычного толка. Вторая же часть занимается
критикой эмпириокритицизма. Как известно, Авенариус и Мах нападали с большой
резкостью на идеалистическую метафизику вообще и подвергали критике трансцендентальный
идеализм в частности. Спрашивается поэтому, основательно ли отнести эмпириокритицизм
к идеалистическому течению философской мысли? - Да, отвечаем мы, вполне
основательно. Всякое мировоззрение определяется не тем, что оно критикует
и отрицает, а главным образом тем, что оно утверждает и проповедует.
Фихте, например, бичевал кантовскую вещь в себе и в ее лице метафизику
как таковую, будучи глубоко убежденным в том, что его наукоучение - истинно
научная гносеология, чуждая метафизических начал. Следует ли из этого,
что Фихте не был метафизиком и идеалистом?
Разумеется не следует.
Обычный, как абстрактный, так и конкретный,
идеализм превращает мысли в вещи, Авенариус и Мах превратили вещи в ощущения.
Там трансцендентным является объективированный процесс мысли, здесь трансцендентным
оказался процесс ощущения. Различие как будто налицо, но это частичное
различие не меняет сути дела. Суть же в том, что идеализм, как его еще
определял Кант, отвергает в том или другом виде объективную, реальную действительность.
А если кантовское определение справедливо,
- а оно справедливо без всякого сомнения, - то Авенариус и Мах были по
существу самьгми откровенными и самыми крайними идеалистами.
В теории познания эмпириокритицизма существуют
конечно и материалистические мотивы. Но присутствие материалистического
элемента носит случайный характер, не вытекающий из общих принципов, и
объясняется тем обстоятельством, что Авенариус и Мах были тесно связаны
с современным естествознанием. Мах, как известно, был выдающимся физиком,
а Авенариус серьезно работал над проблемами психофизиологии.
Но оба мыслителя, следуя рутине и боясь материализма,
как обыватель боится революции, сделали из некоторых материалистических
положений субъективно-идеалистические выводы, ставшие, обратно, предпосылками
и главной основой эмпириокритической гносеологии.
Читая Авенариуса и Маха, необходимо твердо
помнить золотое правило Козьмы Пруткова: «Если на клетке слона прочтешь
надпись - «буйвол», не верь глазам своим».
Автор
27/ VII 1922. Москва
____________________________________________________________________________________
|