.
.
В ЗАЩИТУ ИДЕОЛОГИИ (1)
I
Этот интересный доклад заслуживает внимательного
рассмотрения и требует ответа.
Изложим вкратце прежде всего его главное содержание.
Согласно определению Д. Н. Овсянико-Куликовского, идеология передовой
мыслящей интеллигенции представляет собою соединение социально-политических
стремлений с наукой, философией и этикой, проникнутое религиозным чувствам.
Передовой интеллигентный идеолог, преследующий по существу реальные общественно-политические
задачи, берет при этом за исходную точку исключительно субъективную, моральную
потребность, выражающуюся в вопросах: «что делать?», «как жить свято?».
Искомая система взглядов и вытекающая из нее практическая деятельность
имеет, таким образом, своей целью удовлетворить стремление к святой жизни,
наполнить все духовное существование без всякого пробела.
Благодаря таким психологическим предпосылкам
и запросам воспринятая система неизбежно становится неприкосновенной святыней,
религией, отступление от которой есть грех, падение, измена. Отсюда боязнь
критики, нетерпимость, замкнутость, влекущие за собою бедность восприятия,
потерто психологического чутья к действительности, - короче, идеологическое
мышление приводит к фанатизму и сектантству, обрекая в конце концов
идеолога на бездействие.
Эти психологически религиозные черты были
в свое время свойственны западноевропейской интеллигенции, но с особенной
силой и яркостью они выразились в истории развития русской передовой интеллигенции.
Но власть идеологического мышления заметно
падает. Процесс этого падения совершается под влиянием и в зависимости
от объективного исторического хода вещей. Общественные отношения достигли
такой степени зрелости, при которой многообразная современная действительность
как бы сама собою выдвигает определенные и ясные задачи, зацепляя и втягивая
той или другой своей стороной прогрессивно мыслящую, образованную интеллигенцию
в свой водоворот. Чтобы в настоящее время быть демократом, нет надобности
поклоняться системе Гегеля или другого мыслителя. Демократические цели
диктуются нам реальной жизнью, не имея прямого отношения к субъективным,
чисто индивидуальным, требованиям духа. Иначе говоря, на высших стадиях
общественного поступательного движения происходит разграничение между ценностями,
имеющими всеобщее значение, и ценностями субъективными; социальная психология
отделяется от психологии индивидуальной, т. е. от потребности души в религиозном
значении этого слова. Идеологическое мышление становится в таком случае
исключительным достоянием отдельной личности, и каждая отдельная личность
может свободно, без всякого ущерба для общественно-культурной работы, как
и для своего собственного развития, «спрятать свою идеологию в карман».
«Кризис идеологического мышления» в данном
именно направлении уже налицо. Он ярко сказывается хотя бы в том, что в
одной и той же партии работают люди различного идеологического исповедания,
но солидарные в «программах и принципах».
Резюмируя изложенное, мы получаем следующие
три положения:
1. Психология идеологического мышления тождественна
с психологией религии.
2. Исчезновение с общественной арены религиозного,
в психологическом смысле идеологического мышления есть явление в высокой
степени прогрессивное.
3. Господство идеологического творчества в
Западной Европе давно пришло к концу. На смену ему пришли политические
партии и практическая деятельность. Поворот в этом именно смысле наблюдается
и в среде нашей передовой интеллигенции. Это и есть «кризис идеологического
мышления», который надо приветствовать.
II
Под влиянием сильного господства скептической
мысли и теснейшим образом связанного с скепсисом искусственного культивирования
религиозных настроений слово «религия» стало применяться к течениям, взглядам
и воззрениям, не только ничего общего с религией не имеющим, но прямо противоположным
ей.
Кант справедливо замечает, что скептики -
это род номадов, который презирает и разрушает возделанные поля. Давно
и прочно установившиеся понятия, совершенно очевидные и, стало быть, нисколько
не нуждающиеся в пересмотре, не могут однако ускользнуть от бесплодного
отрицательного анализа скепсиса. Все решительно крупнейшие мыслители и
выдающиеся историки, да и вообще люди здравого смысла определяют религию
как область, сущность которой состоит в допущении связи человека с божеством,
в вере в потусторонний мир как восполнение мира постигаемого.
Но скептик питает ненависть к возделанному
полю.
Необходимое научное методологическое требование,
согласно которому всякое понятие и всякое правило складывается на основании
определенной
совокупности существенных свойств и соотношений, не существует для
скептического ума. В своем неудержимом стремлении разрушить синтез скептик
берет под свою защиту неизбежное исключение из общего правила, при помощи
которого - исключения - он старается уничтожить правило, разрушить обобщение
и свести всякий закон на нет.
Как раз по этому шаблону мыслят современные
скептики в вопросе об определении религии.
В историческом развитии можно конечно найти
такое религиозное течение, в котором анимистский элемент нашел себе слабое
выражение (2); с другой стороны, не трудно заметить
в системах мирского характера психологические черты, свойственные и религии.
Оперируя исключением и упуская из виду, что всякое понятие составляется
на основании данной определенной совокупности признаков, скептик
делает заключение, что религия определяется не верой в бога, а психологическими
чертами, свойственными в той или иной степени всем мировоззрениям. Такими
отличительными чертами являются чувство поклонения, «влюбленность» в данную
систему взглядов, страстная их защита, фанатизм и т. д. А отсюда уж следует
и дальнейший вывод, что, например, атеизм и материализм заключают в себе
религиозный элемент и что Демокрит, Эпикур, Лукреций, Гоббс, Гольбах, Гельвеций,
Маркс, Энгельс и другие материалисты и атеисты были в психологическом отношении
такими же религиозными типами, как, например, блаженный Августин, .Ориген,
Франциск Ассизский и вообще все святые и отшельники мира. А затем можно,
следуя по тому же логическому пути, признать вообще всякое проявление эмоциональной
жизни религиозным (3).
Одним словом, в конечном счете получается
изумительное смешение понятий, полное разрушение «возделанного поля» и
тот первобытный хаос, из которого А. Луначарский творит свою более чем
странную религию.
Встречая сплошь и рядом такое смешение понятий
в современной литературе стиля модерн, насквозь проникнутой патологическим
скептицизмом, перестаешь удивляться подобным ненаучным приемам мысли. Но
эти приемы прямо поражают у такого писателя-психолога, как Овсянико-Куликовский.
Почтенному критику, являющемуся хорошим знатоком классической литературы,
несомненно известно, что одно из выдающихся качеств классика - это: не
начинать все сначала и не разрушать правило на основании исключения и совпадения
второстепенных, производных признаков.
Стоило бы нашему проницательному критику сравнить,
выражаясь его метким словом, «душевную позицию» идеолога-атеиста с «душевной
позицией» религиозного типа, и ему бы, думается нам, сразу стало очевидно,
что в атеистически идеологическом мышлении нет и следа религиозного чувства.
Сопоставим, например, Акима из «Власти тьмы»,
этого типичного представителя религиозного сознания, с сознательным пролетарием,
воодушевленным идеалом социализма. Аким весь где-то в ином мире. Земля
занимает его ровно постольку, поскольку на ней согрешил его сын Никита.
Здесь, на нашей планете, ему ничего не нужно; он даже говорить не выучился:
лишнее, - Бог его и так поймет. А для того чтобы воздействовать на божественную
часть в человеке, на его совесть, достаточно произнести со святым волнением
«тае... тае...». Вся его сила - в отсутствии потребностей, в так называемой
внутренней свободе. Идеолог-рабочий, напротив того, всецело на земле. Его
сила и его душевная мощь не от сознания бога, а в его ярком и полном чувстве
и сознании крепкой органической связи с его классом, являющимся носителем
великой и новой исторической задачи. Тут нет и тени покорности и обязательно
связанного с истинно религиозным чувством пренебрежительного отношения
к материальным благам, а есть, наоборот, гордая и глубочайшая уверенность
в том, что жизнь стоит того, чтобы жить, а исторические идеалы человечества
стоят того, чтобы за них вести серьезную и упорную борьбу. Словом, в психологии
рабочего социалиста мы видим все те психические основные черты, которые
дают немецкому буржуа достаточный повод повторять свою стереотипную фразу:
«Die Arbeiterschaft ist frech geworden, weil anstatt der Religion der Materialismus
herrscht» (4).
В психологии современного сознательного пролетария
действительно воскрес живой дух Эпикура и Лукреция, обогащенный новыми
элементами культуры, а душевным миром Акима управляет тень Плотина,
стыдившегося своей плоти.
Психология религии и психология материалистического
мировоззрения противоположны друг другу по своему внутреннему существу.
И было бы с научной точки зрения гораздо целесообразнее и гораздо плодотворнее
искать в психологии .религии материальных корней и нитей, чем наоборот,
приписывать психологии материализма и атеизма религиозные свойства.
Но нас пожалуй спросят, не все ли равно в
конце концов, каким термином определяется психология «идеологического мышления»
в интерпретации Овсанико-Куликовского? На этот возможный вопрос ответим,
что, во-первых, не следует спутывать понятий, даже в том случае, когда
непосредственно нельзя предвидеть отрицательных последствий от такой путаницы,
во-вторых, во всем построении Овсянико-Куликовского всякой прогрессивной
идеологии придается религиозная окраска.
Религия, думает Овсянико-Куликовский, должна
в процессе общественного развития человечества, все более и более терять
свое общественное значение. А так как отличительную черту прогрессивной
идеологии составляет религиозный элемент, то и идеология как общественный
фактор должна быть сдана в архив истории.
Справедливость первого положения затуманивает
ошибочность второго вследствие отождествления религиозной психологии с
психологией общего научного мировоззрения.
III
Обратимся к следующим пунктам.
Если взглянуть на положение прогрессивно-идеологического
мышления с чисто фактической стороны, то с почтенным критиком можно согласиться
вполне, поскольку речь идет об образованной и мыслящей интеллигенции Западной
Европы.
На Западе дело на этот счет обстоит в общих
чертах приблизительно так. Буржуазия сыграла свою широкую историческую
роль. Ее творческая миссия в смысле крупных и смелых завоеваний закончена
совершенно. На общественной арене ей ничего не осталось, кроме жалкой,
жадной, принижающей колониальной политики и борьбы за рынки.
Упорно и настойчиво подвергаемая угрозе со
стороны растущего всемирного социалистического движения, с которым, по
остроумному выражению Асквита, флиртовать не приходится, она вынуждена,
с одной стороны, всеми силами и средствами защищать свои завоеванные позиции,
а с другой - идти на компромисс.
А консерватизм, соединенный с вынужденными уступками, не может служить
источником творческого вдохновения, широкого размаха и больших исторических
перспектив. Этим косным, инертным, застывшим социально-политическим положением
обусловливается в общем и целом все психологическое состояние этой среды.
Талантливая и более чуткая, более тонко организованная
интеллигенция, вышедшая из буржуазной среды, тяготится этой последней;
она глубоко недовольна окружающим .ее буржуазным миром, обличая его подчас
сильнее любого социал-демократа. Она ищет, и жадно ищет, новых ценностей.
Но в силу различных условий, в рассмотрение которых входить здесь не место,
она органически не в состоянии примкнуть к идеалу пролетариата. Идеологам
буржуазии XVIII в., выходцам из дворянской среды, было не так трудно стать
на точку зрения третьего сословия, ибо переход от одного падающего привилегированного
сословия к другому, материально сильному, восходящему по исторической лестнице,
психологически
несравненно легче, чем переход к рабочему классу, который, говоря языком
«Коммунистического манифеста», в материальном отношении пока кроме
цепей ничем не владеет. На этом материальном «базисе» воздвигается у интеллигенции
многоэтажная, до чрезвычайности сложная, психологическая «надстройка».
Порвавшая во многом с буржуазией, но неспособная
примкнуть к идеям пролетариата, эта жаждущая и ищущая интеллигенция бросается
из стороны в сторону, судорожно цепляясь за всякие субъективные ценности,
культивируя их болезненно и искусственно. Импрессионизм - ее отличительная
черта. Она живет по существу только сегодняшним днем и молится однодневным
богам. Бывают, подобно поденкам, и однодневные боги.
Часть «весьма и весьма ничтожная» обслуживает
так или иначе рабочее движение, но большинство из этого ничтожного меньшинства
не проникается социалистическим идеалом. Око служит пролетариату наподобие
Кати из «Заложников жизни» (5),
- любит одного, а замужем за другим, - так же питая по-видимому тайную
надежду на то, что возлюбленный когда-нибудь станет на ноги. Одним словом,
факт упадка прогрессивно-идеологического творчества в Западной Европе налицо.
И этот факт бьет в глаза с особенной силой при сопоставлении современной
философской мысли с философскими великими системами той эпохи, когда буржуазия
была революционна и вступала в борьбу со старым феодальным порядком.
Философия XVII, XVIII и начала XIX вв. пропитана
до мозга костей живым революционным социально-политическим содержанием.
Тут закладывается фундамент философии истории, истории философии, социологии,
педагогики, философии права и. т. д.
Поистине великие исторические задачи воодушевляли
немецкий абсолютный идеализм, который нашел себе полное завершение в многосторонней,
оплодотворившей почти все области познания гегелевой системе.
5 июля 1816 г. Гегель писал в письме к Нитгамеру
между прочим следующее: «Я убежден, что всемирный дух скомандовал нашему
времени «вперед!». Команда встречает сопротивление, но это существо идет
неуклонно, как железная, тесно сплоченная фаланга», и т. д. Эти энергичные,
мужественные строки характеризуют собою как нельзя лучше и как нельзя ярче
общее направление общественной мысли великих философов, отразивших в своих
«идеологиях» бурные стремления молодой западноевропейской буржуазии.
Ну, а теперешняя философия, разве она обнаруживает
хотя бы одну живую общественную плодотворную идею? Решительно ни одной.
Кладбищенской тоской веет от ее неустанных восхвалений капиталистической
культуры и кропотливого скучнейшего анализа понятия и ценности культуры
как таковой.
Тем не менее современная философия также вся
пропитана общественной «идеологией». Только, разумеется, идеологией консервативной,
ибо ее лейтмотивом служит упорная, страстная и в подлинном смысле религиозная
защита существующего порядка вещей. Так что, когда Овсянико-Куликовский
приветствует во имя требований и запросов действительности освобождение
от идеологии, то он вопреки своим собственным идеалам приветствует консервативную
или даже реакционную идеологию, ставя первым плюс, а революционной идеологии
минус. Ни один класс и ни одна партия не обходятся без идеологии, и весь
вопрос в том, каково ее конкретное содержание.
Общественная действительность без идеологии
есть такое же метафизическое бессодержательное понятие, как другая сторона
дуалистической точки зрения Овсянико-Куликовского, - идеология, оторванная
от действительности. Всякое мировоззрение есть отражение действительности
- ее статики или динамики - и именно потому, что она является отражением
действительности, она оказывает на последнюю обратное действие.
Интимной, индивидуальной идеологии, составляющей
идеал Овсянико-Куликовского, нет и быть не может. Самый крайний индивидуалист,
мизантроп, презирающий род человеческий, проповедует свою идеологию не
менее страстно, чем всякий другой идеолог. Даже солипсист, убежденный в
том, что кроме него самого ничто и никого не существует, и тот старается
всеми силами сделать свою теорию общественным достоянием (6).
Тут можно сказать словами Гете:
Nichts ist innen, nichts ist draussen,
Denn was innen, das ist aussen (7).
Пойдем дальше и коснемся хотя бы слегка «кризиса
идеологического мышления» в нашей русской интеллигенции.
Наша образованная и мыслящая интеллигенция
имеет еще пока все исторические объективные основания для того, чтобы оставаться
в рядах демократии и социал-демократии. И она до сих пор в достаточной
мере проявила себя в данном направлении.
Правда, в последние годы, годы истинно русской
реакции и глубокой общественной усталости, забавляясь религией и мистицизмом
как индивидуальной идеологией (которая, замечу в скобках, все же является
выражением общественного течения), наша передовая интеллигенция в самом
деле как бы образумилась и стала ликвидировать революционную идеологию.
Но делать на основании периода реакции широкие и законченные обобщения
на мой взгляд рискованно и преждевременно. Легко может случиться, что ход
событий вверх дном опрокинет подобного рода предсказания (8).
Но если русская интеллигенция в самом деле
освободится от «власти» «идеологического мышления», то она - это можно
предсказать с полной уверенностью - не пойдет по пути, желательному Овсянико-Куликовскому.
IV
В прениях выяснялось все более и более, что
религиозным моментом в идеологии следует, по мнению Овсянико-Куликовского,
признать психическое отношение идеолога к своей системе, любовь к ней,
«влюбленность» в свою идею. Религиозным должно считаться это отношение
еще и по той причине, что точка зрения развития, лежащая в основе современной
науки, лишает нас уверенности в абсолютной ценности исповедуемой теории.
Все относительно, нет абсолютных истин, - говорит нам положительное знание,
а отсюда вытекает тот вывод, что устойчивая и страстная привязанность к
преходящей ценности берет свое начало в религиозном предрасположении субъекта.
Внимательно вглядываясь в эту, с виду научную,
аргументацию, нетрудно заметить, что они имеет своим отправным пунктом
религиозное, метафизическое исходное требование. Тут скрытым образом предполагается,
что «влюбленности» и страстной защиты заслуживает только ценность вечная,
неизменная. Почему же это так? Почему сознание исторической относительности
духовной ценности должно умалять степень «влюбленности» в нее?
Клятва юноши в вечной и неизменной любви вызывает
у .нас добродушную улыбку, но мы, несмотря на это, сурово осуждаем легкомысленную
измену. Тут, в этом субтильном вопросе, где мысли, а подчас и чувству приходится
балансировать между устойчивостью и изменчивостью, мы всегда ходим по узкой
тропинке, густо усаженной по обеим сторонам шиповником. Зазевался чуть-чуть
в сторону, и беда - застрял. А из этого один вывод: интеллектуально не
следует зевать.
Кроме того сама историческая относительность
уже не так головокружительна и не так абсолютна, как это представляется
«одностороннему рассудку». «Каждая философия, - справедливо говорит Гегель,
- была необходима, и ни одна еще из них не погибла, но все они как моменты
некоторого целого положительно сохраняются в философии как таковой». Это
самое можно сказать о всякой отрасли познания, а также и об «идеологиях»
исторического прошлого русской демократической интеллигенции. Революционное
народничество 70-х годов, на которое между прочим примерами указывалось
Овсянико-Куликовским, как на яркий пример «религиозного» отношения к общественным
задачам, было на самом деле общественной теорией своего времени. Признание
общины объективным базисом, на котором должно было воздвигаться социалистическое
здание, и убеждение в социально-революционных инстинктах крестьянства доказывались
при помощи тех доводов, которые воздвигались тогдашней действительностью,
а не были предметом слепой религиозной веры. Мало того, в этом воззрении
лежала несомненная истина, заключавшаяся в том, что, во-первых, социалистическое
учение должно исходить из объективной экономической основы, а во-вторых,
что серьезный общественный переворот может быть совершен только народной
массой. Эти два важных положения вошли в их общем теоретическом виде в
социал-демократическую идеологию, что не мешало этой последней выступить
«с новым словом, исторически очередным и очень содержательным» (9).
Беззаветная преданность народников своим идеалам,
их «влюбленность» в свои воззрения, их постоянная готовность на героический
подвиг были и остаются частью русской исторической действительности, двинувшей
революционную Россию вперед, частью действительности, необходимой и положительной,
и никоим образом не излишним придатком на общественной арене, который следовало
бы спрятать в карман.
В заключение выясним себе более конкретно,
о какой собственно из современных идеологий идет речь у Овсянико-Куликовского.
В докладе были на этот счет сделаны некоторые намеки, истинный смысл которых
становится совершенно очевидным из только что цитированной работы. Прочтем
следующие строки:
«Я думаю, - пишет критик, - что социалистическую идеологию и незачем
превращать в религию и философию. Ее призвание - служить орудием социального
и исторического диагноза, и она сильна наукой и критикой. Марксизм,
не пригодный «для души»,
для религиозных эмоций, для философских созерцаний, в высокой степени
пригоден для понимания хода вещей, для прозрения в будущею и для рационального
исторически необходимого действия» (10). Итак
ясно, дело идет о марксизме, о теории
научного социализма:.
Что социалистическое учение не следует превращать
в религию - это истина бесспорная. Что же касается связи научного социализма
с философией, то это другой вопрос. На наш взгляд научный социализм теснейшим
образом связан с философским диалектическим материализмом, представляя
собою его социологическое и логическое продолжение. Этот наш взгляд нашел
своих защитников в теоретической марксистской литературе, и когда речь
идет об этом предмете, следовало бы, как нам кажется, считаться с их аргументацией.
Почтенный, вдумчивый и вообще осторожный критик счел почему-то возможным
ограничиться на этот счет одной лишь следующей фразой: «Боюсь, что и усилие
превратить его (марксизм. - Орт.) в цельное и широкое философское
мировоззрение успехом не увенчается...» (11).
Впрочем, в данной связи не это важно, а важно то, что Овсянико-Куликовский
отнимает у марксизма его субъективный элемент, превращая его тем самый
в учебник по арифметике.
К психологии марксизма часто применяли и даже,
если не ошибаюсь, и некоторые марксисты, общеизвестное положение Спинозы:
не плакать, не смеяться, а понимать. Это большое заблуждение. Суть, основа
марксизма состоит в стремлении охватить возможно полнее, всестороннее многообразную
действительность и воздействовать на нее. В действительности
же человек, и как объект и как субъект - существо не только мыслящее,
но и чувствующее. А потому несравненно вернее будет в отношении психологии
марксизма (12) видоизменить бесстрастную, чисто
созерцательную формулу великого мыслителя и сказать: и плакать, и умаяться,
но прежде всего понимать.
Овсянико-Куликовский, исходя во всем своем
построении из дуалистической точки зрения, раскалывает внутренний мир человека
на две .противоположные части - на чувство и интеллект.
Первое - интимно, абсолютно индивидуально,
второй - абсолютно социален. Для чувства, «для души» пригодны «мистицизм
и религия». «Душе» же нет места на общественной арене: там должен действовать
один холодный интеллект, математический, бесстрастный расчет и подсчет.
Оставляя здесь в стороне вопрос о качестве
предлагаемой Овсянико-Куликовским душевной пищи религии и мистицизма, заметим,
что этот род дуализма совершенно осужден и опровергнут как современной
научной психологией, так и материалистической и позитивистской философией.
Удовлетворение потребности чувства стоит в
теснейшей органической связи со всеми формами деятельности интеллекта.
Успокоение стремлений души не в мире, а вне
мира, в религии и темных безднах мистики делает человека очень и очень
мало пригодным для социалистической деятельности. Чаще всего такое раздвоение
завершается изменой общественному делу.
Единство действительности разрушает умозрительный
дуализм.
1914 г.
1. По поводу доклада Д. Н. Овсянико-Куликовского,
прочитанного 11 января 1914 г. во Всероссийском литературном обществе.
2. Защитники так называемого расширенного понятия религии ссылаются
обычно на буддизм, как на религию мирового значения и в то же время чуждую
веры в потусторонний мир. Буддизм имеет свою нирвану, которая в психологическом
отношении ничем не отличается от веры в потусторонний мир.
3. Оспаривая религиозный характер светской идеологии, Редько
иллюстрировал в прениях целым рядом метких примеров неправильность такой
точки зрения.
4. Рабочий класс обнаглел, потому что на месте религии господствует
материализм.
5. Нашумевшая в то время пьеса Сологуба.
6. П. Юшкевич в статье, посвященной докладу
Овсянико-Куликовского, поставил мне в упрек, почему я в своих возражениях
упустила из виду социально-психологический характер идеологии. П. Юшкевич
не обратил повидимому внимания на сделанное мною тогда же указание на то,
что идеи Лютера, Руссо и Маркса были выражением общественной жизни и именно
вследствие этого могли оказать обратное действие на общественный ход развития.
Это и есть социально-психологическая точка зрения.
7. Нет ничего внутри, нет ничего снаружи, ибо то, что внутри,
то и снаружи.
8. Статья написана в 1914 г.
9. См. статью Овсянико-Куликовского, Итоги русской художественной
литературы XIX в., «Вестник воспитания» № 6, стр. 25, 1912 г. Курсив автора.
10. Там же, стр. 37.
11. Там же, стр. 87.
12. Не следует смешивать психологию марксизма с методом.
______________________________________________________________________________________
|