.
КОММЕНТАРИИ

1. Заклинаю вас, мои братья, останьтесь верны вы земле, не верьте тем, кто говорит о неземных надеждах! Отравители они, знают ли они это или нет. 
2. Веру. 
3. В своей книжке «Субъективизм и индивидуализм в общественной философии» г. Бердяев писал: «Мы целиком отвергаем учение Канта об умопостигаемом мире в трех постулатах практического разума, - это, на наш взгляд, реакционные стороны кантианства» (стр. 109). 
4. Не знаем и не узнаем. 
5. Верь, ибо ведь вера бессмысленна. 
6. Конец века. 
7. Выскочек. 
8. «Проблемы идеализма», стр. 91. 
9. «Проблемы идеализма», стр. 92. 
10. Там же, та же страница, 
11. Там же, стр. 96. 
12. Там же, стр. 97. 
13. Радикальное зло. 
14. Кто помнит «Исповедь» Толстого, тот легко заметит, как бесцеремонно г. Булгаков копирует вопросы скучной и сухой мистики великого беллетриста вплоть до подражания самобытной форме, которая, кстати сказать, в философствованиях самого графа Толстого скорее барски капризна, чем философски оригинальна. 
15. Там же, стр. 3. 
16. Там же, стр. 8. 
17. Как на самого яркого представителя каузального миропонимания г. Булгаков указывает на Гольбаха. Вполне справедливо, что Гольбах, как последовательный материалист, исключал всякую сверхопытную телеологию. Но, как известно, Спиноза раньше Гольбаха всесторонне обосновал каузальное мировоззрение. Г. Булгаков, как многие современные деисты, предпочитает ссылаться на Гольбаха, а не на Спинозу. Это потому, что Гольбаха закричала буржуазная философия, а Спиноза, благодаря его сильному влиянию на современную науку, пользуется признанием. В том уважении, которым, по недоразумению, пользуется атеист Спиноза со стороны философствующего современного богословия, отчасти виноват сам философ, который в силу бесконечной любви к своему атеизму, назвал его богом. Новых понятий не следует облекать в старые формы. Последующие реакции пользуются ими для своих реакционных целей. 
18. Весьма интересно отметить признание г. Булгакова, что материализм отрицательно относится к метафизике. Тогда, когда г. Булгаков выступал против материализма в качестве неокантианца, он громил материалистическую философию за ее метафизичность; теперь, выступая против материализма в качестве деиста, он с тем же апломбом громит это мировоззрение за его антиметафизичность. Г. Булгаков с божьею помощью правильнее видит теперь некоторые вещи. 
19. Там же, стр. 4. 
20.  Там же, стр. 8. 
21.  Там же, стр. 6. 
22.  См. ст. Кирсанова «К вопросу о роли личности в истории», «Научное обозрение» №№ 3, 4, 1898 г. и № 4 «3ари», О некоторых философских упражнениях некоторых  «критиков» Ортодокса
23. «Критики» никогда не принимают в соображение доводов своих революционных противников. Их позиция пока до такой степени обеспечена реальной действительностью, что задача «критики» сильно облегчается тем несомненным успехом, который их ждет во всяком случае. Уверенности в сочувствии, хотя и бессознательной, следует приписать значительную долю той небрежности и распущенности, которые господствуют в такой невероятной степени в «критической» литературе марксизма. 
24. Там же, стр. 30. 
25. Говоря «абсолют», г. Булгаков хочет лишний раз подчеркнуть свое происхождение от великого немецкого метафизика, логического пантеиста. Г. Булгаков сильно ошибается, если думает, что диалектический метод Гегеля похож на метод апостола Павла, который выражен в приведенном г. Булгаковым положении: «Вера есть способ знания без доказательств, уповаемых  извещение, вещей обличение невидимых». 
О тех, кто полагается на способ знания без доказательств», Гегель говорит:  «В то время как они предаются необузданному воображению о субстанции и рассчитывают путем затемнения сознания сделаться тем, кому господь дает мудрость во сне, но то, что они фактически воспринимают и видят во сне, есть поэтому тоже сновидение» 
(«Феноменология духа»). In dem sie sich dem ungebndigten Ghren der Substanz ber assen meinen sie durch die Einhiillung des Selbstbewusstseins Aufgeben des Verstandes die seinen za sein, denen Gott die Welsheit im Schlafe giebt; was sie so in der That im Schlafe empfangen und gebhren, sind darum auch Trume». («Phanomenologie des Geistes», S. 10). Мы не разделяем метафизики Гегеля, но это нам не мешает видеть, что система этого мыслителя во всем ее. целом есть для г. Булгакова «вещь невидимая». 
26.  Там же, стр. 48. 
27. Там же, стр. 15. 
28. Там же. 
29. Там же, стр. 25. 
30. Там же, стр. 22, ст. г. Булгакова. 
31. Там же, стр. 26. Курсив наш 
32. Там же, стр. 30. 
33. Там же, стр. 110. 
34. Г. Франк уже соединял, как известно, Маркса с Бем-Баверком. Насколько удачно это соединение, читатель может видеть из рецензии Плеханова на книгу г. Франка («Заря», № 2-3). Мучительная погоня за оригинальностью и связанная с нею бедность мысли побуждают многих и многих современных молодых писателей соединять совершенно различных и подчас прямо противоположных мыслителей. 
35. Следуя своему категорическому императиву, Кант утверждал, как известно, что нравственный закон запрещает солгать и в том случае, когда ложь может спасти человеческую жизнь, так как ничтожное земное существование не должно нарушать нравственного повеления «не лги!» 
36. Там же, стр. 192. 
37. Курсив наш. 
38. Там же, стр. 183-184. 
39. Каждый за себя, а бог за всех. 
40. Там же, стр. 130-131. 
41. Там же, стр. 111. 
42. Там же, стр. 118-119. 
43.Там же, стр. 262. Курсив наш. 
44. Там же, стр. 264. 
45.Там же, стр. 238.
46. Там же, стр. 118. Курсив наш. 
47. С отрицающими принципы спорить невозможно. 
48. «Die Ethik», neu bersetzt von S. Hern, S. 68-69. Курсив наш. 
49. То, что в приведенной нами цитате из «Этики» Спиноза называет 
средствами,

соответствует основному содержанию понятия Маркса об орудиях производства. Определяя это понятие, Маркс говорит: «Кроме предметов, которые служат посредником между трудом и его объектом и поэтому в той или другой степени суть проводники воздействия, орудиями процесса труда в более широком смысле являются все материальные условия вообще, необходимые для того, чтобы процесс труда мог совершаться (курсив наш)». Если рассматривать весь процесс в его целом с точки зрения результата процесса, т. е. продукта, «тогда оба - орудие труду и объект труда - являются средствами производствам».  Кажется парадоксальным считать например рыбу, которая еще не поймана, средством производства для рыбной ловли. Но до сих пор еще не изобретено искусство ловить рыбу в тех водах, где она не водится» («Капитал», т. I, стр. 129, русс. перев.. изд. О. Н. Поповой). 
50. Там же, стр. 8. Как видит читатель, Булгаков ставит в упрек диалектическому материализму его механистичность, потому что с идеалистической точки зрения механическим является то мировоззрение, которое рассматривает мир с точки зрения причинности, в противоположность идеализму, в основе которого лежит трансцендентная целесообразность. Другими словами, этим упреком Булгаков противопоставляет идеалистическому религиозному мировоззрению мировоззрение материализма вообще. 
51. Там же, стр. 8-9. 
52. В недавно появившейся статье «Zur materialistischen Qescnichtsauffas-sung» («Neue Zeit» № 39, 42, 43) ее автор. Макс Цеттербаум, рассуждая о материалистическом понимании истории, старается между прочим доказать, что материалистический взгляд на историю ничего общего не имеет с материалистической философией, и что его основатели, Маркс и Энгельс, никогда не высказывались насчет необходимости такой связи. Не имея возможности говорить здесь об этом подробно, мы считаем тем не менее своим долгом сделать некоторые замечания. Первое. Ответ на вопрос, существует или не существует связь между материалистическим пониманием истории и материализмом вообще, зависит от того, что понимают под последним. Если материализм понимать так, как его изобразил т. Цеттербаум, то Маркс и Энгельс ничего общего не имели с такой метафизикой; если же материализм понимать так, как его понимает, например, Энгельс и как его понимает Плеханов (Beitrge zur Geschichte des Matenatismus), то материалистическое понимание истории связано теснейшим образом с материалистическим пониманием природы. Тов. Цеттербаум согласен с Крауцем в том, что Маркс и Энгельс назвали свою философско-историческую теорию материалистической не потому, что они находили связь между ней и материализмом, а потому, что хотели подчеркнуть свое реалистическое направление в противоположность господствовавшей в то время в Германии «необузданной» спекуляции. Если это так, если бы связь с спекуляцией казалась Марксу и Энгельсу столь опасной, то отчего же они не убоялись констатировать свое происхождение от Гегеля и всей германской классической философии? На это обстоятельство ссылается тот же т. Цеттербаум, когда хочет доказать, что материалистическое понимание истории происходит целиком от идеалистической философии. Но нам нет надобности прибегать к гипотетической и более чем рискованной аргументации. Мы лучше откроем «Anti-Dhring», сочинение, на которое т. Цеттербаум ссылается как на такое, в котором по этому вопросу ничего не сказано, и посмотрим, что там написано. Давая общую характеристику общему материалистическому пониманию истории, Энгельс заключает: «Hiermit war der Idealismus aus seint m letzten Ziiflucntsort, aus der Geschichtsaufiassung, vertrieben, eine malerialistische Geschichtsauifassuna gegeben und der Weg gefunden, um das Bewusstsein der Menschen aus ihrem Sein, stat, wie oisher, ihr Sein aus ihrem Bewusstsein zu erklren». S. 11, II Auflage. Кажется яснее сознавать, яснее выразить связь между материалистическим пониманием истории и общим материализмом решительно невозможно. И тот, кто знает, что сущность материализма состоит в том, что мышление обусловливается бытием, не нуждается в комментарии этого места. 
Еще одно замечание. Усмотрев в историко-экономических категориях Маркса чисто внешнее сходство с теоретико-познавательными вечными априорными формами Канта, т. Цеттербаум приходит к такому странному заключению: DieseTheorie (материалистическое понимание истории.- Орт.) die in den Hnden von Marx zum Shissel bedeutsamer Erkenntniss wurde, gehrt der deutschen Philosophic an. Kant erscheint als ihr eigentllcher Schpfer (курсив наш). Nach Kant formt der Mensch das Weltbild, indem er die Raum-und Zeitanschauung, sowie die Verstandeskategorien in einer bestimter Weise auf den ausseren Empfindungsstoff in Anwendung bringt. In der ausseren Welt tritt uns dann ein bedeutender Theil unseres eigenen Wesens als entussert entgegen... «Der Verstand ist der Gesetzgeber der Natur» («Neue Zeit», № 39, S. 405). Насколько кантовскии априоризм послужил основанием для творцов материалистического понимания истории, можно заключить из того места «Anti-Dhring'a», где Энгельс, непосредственно критикуя априоризм, противопоставляет ему свое мировоззрение. Энгельс говорит: «Die logischen Schemata knnen sich nur auf Denkformen beziehen, hier aber handelt sich nur urn die Forderung des Seins der Aassenwelt and diese Formen kann das Denken niemals aus sich selbst, sondern eben nur aus der Aussenwelt schpfen und abteiten. Damit aber kehrt sich das ganze Verhltniss um: die Principien sind nicht der Ausgangspunkt der Untersuchung, sondern ihre Ergebniss; sie werden nicht auf Natur und Menschengeschichte angewandt, sondern aus ihnen abstrahirt, nicht dieNatur und das Reich der Menschen richten sich nach den Principien, sondern die Principien sind insoweit richtig, als sie mit Natur und Geschichte stimmen. Das ist die einzige materialistiche Auffassung der Sache und die entegegen-stehende des Herrn Dhring ist idealistisch, stellt die Sache vollstndig auf den Kopf und konstruirt die wirkliche Welt aus dem Gedanken» («Anti-Dhring», S. 19). Думаем, что вполне ясно, до какой степени высказанные здесь взгляды противоположны принципу: «Der Verstand ist der Oesetzgeber der Natur». Как видно из сделанной нами выписки, Энгельсу было хорошо известно, что априоризм окончательно исключает бытие внешнего мира. Положение, которое невидимому совершенно чуждо т. Цеттербауму. 
53. См. также предисловие Плеханова к третьему русскому изданию «Развитие научного социализма» Ф. Энгельса. 
54. Hegels Smmtliche WerKe, Bd. XVII, S. 295. 
55. Einleitung in die Philosophic, S. 68, zweite Auflage. 
56. Две вещи наполняют мою душу постоянно новым и радостным восхищением и благочестием, чем чаще и дальше мышление им занято: звездное небо надо мною и нравственный закон внутри меня. 
_______________________________________________________________________________________
п