.
Кочевники и Русь. Торкины, торки
Схема отношений христианской Руси с кочевниками
во многих частях повторяет византийскую: агглютинативная связь (военные
союзы; тюркские дружины у отдельных правителей; тюркские колонии в русских
городах). Отличие - Русь была раздроблена на удельные княжества,
Византия - едина. Поэтому отдельные русские княжества находились
по отношению к Полю как бы в вассальной зависимости. Об этом свидетельствуют
и княжеские браки. Удельные князья женятся на принцессах Турандот, и, скрепив
таким образом союз со степными владыками, расширяют свои земли в Руси.
Эти браки означали долгосрочный воинский союз. Род, выдавший девицу, обязан
был относиться к князю как к родственнику, не нападал на его княжество,
а при случае защищал. Те же самые обязательства принимал на себя и русский
«зять». Теркины, т. е. родственники по женской линии, пользуются у тюрков
особыми привилегиями и правами. Они считались ближе чем родственники по
мужской линии. И эта традиция сохранилась до позднейших времен. По свидетельству
Гродекова, казахи кочевали обществами одного рода, допуская в свои аулы
из других родов лишь родственников по женской линии, т. е. торкинов или
бедняков, нанимающихся в работники.
Народ, к которому принадлежит жена, по-тюркски
- «торкин». Слово, вовлеченное в русскую грамматическую эволюцию, переразложилось
- торки, так называют летописи кочевое племя, самоназванием которого было
- узы (ед. число «торкин», «торчин». Окончание тюркского слова совпало
с русским суффиксом ринадлежности - ин).
Впервые торки упоминаются в «Повести временных
лет», под 985 годом, когда Владимир Святославич со своим дядей Добрьшей
пошел против волжских болгар. «А торки берегомъ приводе на конихъ». Здесь
не говорится, что русские князья и их торки участвуют в совместных действиях
впервые.
Далее по летописи торки помогают отражать
печенегов, потом половцев.
В конце XII века летопись упоминает «Торцького
князя» Кунтувды (1), которого арестовал Святослав Bcеволодич (двоюродный
брат князя Игоря) по ложному доносу. За него вступились другие русские
князья, как за человека храброго и преданного Руси. Вступились и степные
родственники, которые в отместку за обиду Куятувдыя совершают набег на
киевское княжество. Кунтувдый переходит на службу к Рюрику, и тот дает
ему город Дверень, по реке Рось, - «русской земли для».
Есть многочисленные доказательства тому, что
кочевники прочно оседали на территории Киевского государства. Об этом ясно
говорит и топонимика: Торчиново городище, село Торское - Харьковщина, урочище
Торч, Торчин, река Торчанка (приток Уши), село Торчица на реке Торчице,
село Торчевский степак, река Торча, Торчицкое взгорье (Киевщина), город
Торчин на Волыни, село Торчицы - в Черной Руси, город Торчин, город Торков
(в Подолии), в Галицкой земле - Торки (Пермыш. повет), Торки (Сокальский
повет), Торчиновичи (Самборский повет),
Город Торческ в Поросье в истории военных
столкновении князей удельного периода играет роль центра, к которому тянулись
другие торкские поселения. Торки жили не только в тех городах, которые
сохраняют их имя в своих названиях. Они вероятно составляли значительный
элемент в смешанном населении многих южнорусских городов и поселений.
Примечание:
1. Кунтувды - буквально «Солнце взошло».
Сравните имя половецкого хана -
Куначук - буквально «Ясное
соянце».
<.....................................>
_______________________________________________________________________________________
|