Ковуи 

     Рода ковуев пришли в Русь необычном путем. По летописной легенде XI века хан Редедя (Ер-дада), правивший народом косог, предложил Мстиславу храброму вместо боя поединок на условиях: победил - все мое переходит к тебе. И войско и весь народ становится рыцарской добычей. 
     Мстиславу бог помог, и он «зарезал» Редедю. И увел косогов в Чернигов. Потомки их служили верой и правдой Ярославу Черниговскому, который отпустил часть своей тюркской дружины с Игорем, и они полегли до единого на берегах Каялы. Половцы их в плен не брали. Потомки Мстиславских косогов в XII еке выступают уже под именем - ковуй. 
     ...Тюркские самоназвания в разные эпохи создаются по разным семантическим схемам. Летописи и «Поучение Владимира Мономаха» называют ряд имен половецких вождей, которые оказываются при рассмотрении названиями родов: Арслан-оба («дом Арслана»), Китан-оба («дом Китана»), Алтун-опа («дом Алтуна»), Аепа («дом Айа») и т. д. (1). 
     В Ипатьевской летописи под 1185 годом перечисляются половецкие роды, участвовавшие в битве против Игоря: -«И токсобичи, и етебичи, и тертробичи и колобячи». 
     Я восстанавливаю: токсоба («девять домов»), «eтiоба» («семь домов»), тертоба («четыре дома»), колоба («пять домов»). 
     В этнонимах лексика сохраняется, подчас в весьма древнем состоянии. Так, форма «терт» - 4 во всех наречиях изменилась в «торт» (дорт, дурт, турт). Кол - уцелела лишь в значении «рука», а как числительное уже не употребляется. Вытеснена индоевропейским пес (бес) - 5. 
     Этноним «токсоба» еще в XIX веке отмечался в Средней Азии как одно из родовых названий кипчаков. 
     ...В орхоно-енисейских памятниках (VIII век) и в огузском эпосе распространены этнонимы «он ок» (десять стрел), «уч ок («три стрелы»), «бес ок» («пять стрел»). 
     Слово «ок» - в большинстве тюркских наречений выступает в одном значении - «стрела». 
     В языках Алтая сохраняется «к» - дом, род. Случайно,участвуя в составе этнонимов, ок - стрела стало обозначать - дом, род. К этому семантическому ряду я отношу и отмеченный летописью термин «косок» (косогы) - буквально: «объединенные роды». 
Это

уже название союза родов. Редедя руководил, вероятно, одним из родов косогов. 
     Переселившись в Чернигов этот род стал называть себя - кобуй («много домов») - ослабленная калька «косога» (2). В «Слове» перечисляются «дома» (семьи), входящие в состав ковуев - могуты, татраны, щельбиры ольберы, топчаки, ревуги. 
      С. Малое видел здесь имена батыров - предводителей отряда ковуев. С некоторыми его этимологиями можно согласиться. Реконструкции «Ер-буга» (ревуга) «Алп-ер» (ольбер) вероятны, ибо подобные имена встречаются в тюркской (в частности, казахской) ономастике; Как и Ер-дада (Редедя), Челебир (шельбир). 

     Примечание:

1. Древнетюркское еб, аб - дом, юрта. В огузских и кипчакских наречиях формы 
    развивались: оба (турецкое, крымское, ногайское, туркменское), уй (казахское, 
    татарское, башкирское и др.). 
2. В Западном Казахстане и поныне сохраняются этнонимы этого типа: жетiру - 
    «семь родов», бесуй  -  «пять домов», «кобей» (вероятно, из «кобуй» - много 
    домов) и т. д. В Башкирии есть род  - дюртуй - «четыре дома», имя стало 
    названием города. 

<.....................................>

______________________________________________________________________________________
п