Ковуи
Рода ковуев пришли в Русь необычном путем.
По летописной легенде XI века хан Редедя (Ер-дада), правивший народом косог,
предложил Мстиславу храброму вместо боя поединок на условиях: победил -
все мое переходит к тебе. И войско и весь народ становится рыцарской добычей.
Мстиславу бог помог, и он «зарезал» Редедю.
И увел косогов в Чернигов. Потомки их служили верой и правдой Ярославу
Черниговскому, который отпустил часть своей тюркской дружины с Игорем,
и они полегли до единого на берегах Каялы. Половцы их в плен не брали.
Потомки Мстиславских косогов в XII еке выступают уже под именем - ковуй.
...Тюркские самоназвания в разные эпохи создаются
по разным семантическим схемам. Летописи и «Поучение Владимира Мономаха»
называют ряд имен половецких вождей, которые оказываются при рассмотрении
названиями родов: Арслан-оба («дом Арслана»), Китан-оба («дом Китана»),
Алтун-опа («дом Алтуна»), Аепа («дом Айа») и т. д. (1).
В Ипатьевской летописи под 1185 годом перечисляются
половецкие роды, участвовавшие в битве против Игоря: -«И токсобичи, и етебичи,
и тертробичи и колобячи».
Я восстанавливаю: токсоба («девять домов»),
«eтiоба» («семь домов»), тертоба («четыре дома»), колоба («пять домов»).
В этнонимах лексика сохраняется, подчас в
весьма древнем состоянии. Так, форма «терт» - 4 во всех наречиях изменилась
в «торт» (дорт, дурт, турт). Кол - уцелела лишь в значении «рука», а как
числительное уже не употребляется. Вытеснена индоевропейским пес (бес)
- 5.
Этноним «токсоба» еще в XIX веке отмечался
в Средней Азии как одно из родовых названий кипчаков.
...В орхоно-енисейских памятниках (VIII век)
и в огузском эпосе распространены этнонимы «он ок» (десять стрел), «уч
ок («три стрелы»), «бес ок» («пять стрел»).
Слово «ок» - в большинстве тюркских наречений
выступает в одном значении - «стрела».
В языках Алтая сохраняется «к»
-
дом, род. Случайно,участвуя в составе этнонимов, ок - стрела стало обозначать
- дом, род. К этому семантическому ряду я отношу и отмеченный летописью
термин «косок» (косогы) - буквально: «объединенные роды».
Это
уже название союза родов. Редедя руководил, вероятно, одним из
родов косогов.
Переселившись в Чернигов этот род стал называть
себя - кобуй («много домов») - ослабленная калька «косога» (2).
В «Слове» перечисляются «дома» (семьи), входящие в состав ковуев - могуты,
татраны, щельбиры ольберы, топчаки, ревуги.
С. Малое видел здесь имена батыров -
предводителей отряда ковуев. С некоторыми его этимологиями можно согласиться.
Реконструкции «Ер-буга» (ревуга) «Алп-ер» (ольбер) вероятны, ибо подобные
имена встречаются в тюркской (в частности, казахской) ономастике; Как и
Ер-дада (Редедя), Челебир (шельбир).
Примечание:
1. Древнетюркское еб, аб - дом, юрта. В огузских
и кипчакских наречиях формы
развивались: оба (турецкое, крымское,
ногайское, туркменское), уй (казахское,
татарское, башкирское и др.).
2. В Западном Казахстане и поныне сохраняются
этнонимы этого типа: жетiру -
«семь родов», бесуй -
«пять домов», «кобей» (вероятно, из «кобуй» - много
домов) и т. д. В Башкирии есть род
- дюртуй - «четыре дома», имя стало
названием города.
<.....................................>
______________________________________________________________________________________
|