.
Есть день, который должен быть отмечен на
календаре тюркологии красным числом - 25 ноября.
Первым в мире узнал, что у кочевых тюрков
была своя письменность датский рунолог Вильгельм Томсен. 25 ноября 1893
года ему удалось выделить из текстов орхонских надписей первое слово -
тенгри. Этим словом открылась новая глава истории азиатских скифов. Этим
волшебным словом для меня открылась еще одна глава, повествующая о шумеро-тюркских
контактах.
...О новейших религиях написаны библиотеки.
Иудаизм, христианство, буддизм, мусульманство - стали осознанными понятиями
даже для тех, кто при чтении газетных шапок шевелит губами. Двухтысячелетие
убедило нас в том, что все веры, предшествовавшие последним, - суть язычество
и суеверие, умственные извращения далеких предков.
Термин «тенгрианство» не появлялся до сих
пор в научной литературе.
Самая древняя религия на планете, оформившаяся
как философское учение уже в 4 тысячелетии до рождения христианского бога,
ставшая матерью семитских и индоиранских религий, заметно повлиявшая на
древнеегипетские культы - тенгрианство уже давно ждет своих исследователей.
Оно заготовило ответы и для теологов, и для атеистов из общества «Знание».
Насколько бы легче было разбираться археологам в черепках, если бы в библиотеках
выдавали обширную материалом и мыслями книгу «Тенгрианство».
...Через несколько дней после смерти писателя
Всеволода Иванова я получил открытку от его сына. Там были такие слова:
«Последней книгой, которую читал отец, была Ваша - «Солнечные ночи».
Символика этого факта потрясла бы и менее впечатлительного человека.
Внук казашки, с детства впитавший в свое слово
звуки и краски степей, ушел в большие каменные города, и в последние часы
свои вернулся в степь, через неловкие стихи молодого поэта. Из тысячи томов
своей знаменитой библиотеки он выбирает эту тоненькую багрово-желтую книжку.
И солнечность ушедшего в вечность детства сопряглась с грядущей вечной
ночью. Круг замкнулся.
Возвращается, все возвращается к изначальному.
Сделав круг по океану, возвращается рыба погибать на камнях тесных речек.
Вскипает вода рек и, сделав круг над землей, возвращается неслышной росой
и грохочущим ливнем. Пригреет солнце, и черную землю покрасит зелень. Рассветает
летом, багрово желтеет осенью, засыпает под снегом.
Пригреет солнце, и черную землю покрасит зелень.
Рассветает, стареет, засыпает.
Пригреет солнце...
1. Разве круговращение в природе заметил ты
один? Твой предок был наблюдательней, он жил в природе, зависел от нее
и старался угодить ей пониманием ее символов. Он включил себя в эту круговерть.
Пока жил, покрывал себя зеленым, уходил в багровожелтом.
2. «Смерть - это сон
сказано, но не нами...»
Первыми материалистами, складывавшими погребальный
обряд из наблюдений за смертью природы. Человек - дитя природы - уподоблялся
другим ее сынам. Поиск бессмертия привел его к мысли спасительной: смерть
это сон. Старость это осень. Засыпает сурок в норе, набив ее припасами.
Раскапывая зимой норы, древний брат мой видел сурка, свернувшегося клубком
в земном жилище, усыпанном зернами. Пригреет солнце, и выходит сурок, похудевший,
заспанный - живой.
Эти наблюдения над жизнью и смертью растений
и животных (в особенности землеройных) легли в основу важного обряда: «уснувшего»
человека отныне клали в «нору», в позе спящего сурка и посыпали зерном
или багрово-желтой охрой, краской осени. В надежде, что наступит когда-нибудь
его Весна, пригреет его Солнце, и выйдет он заспанный, но живой. Позже
надежда на буквальное возрождение угаснет, но обряд останется еще долго.
И будущие археологи на территориях Европы - Азии найдут множество таких
захоронений древнейшего периода, и будут гадать, почему все скелеты лежат
на боку скрючившись (колени к подбородку) на слое багро-вожелтой охры.
Эти могилы отражают определенный, четко читаемый
период сознания первых философов.
3. Но мир дуэлен. Парность была замечена рано.
Человечество делилось на матерей и отцов. Гора предполагала низину. Свет
был противоположностью тьмы. Обожествляя землю, человек определил понятие
небо - антиземля. Эта революция мысли отразилась в погребальном
обряде.
В человеческом обществе рано произошло разделение
на рабов и господ, на низких и высоких. Одни стали детьми земли, другие
назвались чадами неба. И пережитки того осознания дошли до настоящего времени.
Языки сохраняют противопоставления терминов: низкое и высокое происхождение
(т. е. земное и небесное); черная кость и светлая кость (цвета земли и
неба). В русских летописях XII века народ в устах князей - «черные люди».
И не презрительное выражение, а спокойная констатация. Тюрки называли народ
«кара-букара» - «черный и черный», т. е. черные. Черный человек к старости
светлел головой приближался к сынам неба. Культ стариков.
Представляю, какое уважение вызывали альбиносы,
светлокожие и светловолосые от рождения. Независимо от возраста они почитались
как Старцы, приближенные к небу.
Общество в древнем Двуречье делилось на Сынов
Неба и Детей Земли - народ, который в совокупности назывался-черноголовые
- саг-гiг (шумерский), салмат-каккадiм (аккадский).
Сыны солнца брили головы или покрывали их
париками - праобразами колпаков и шлемов. Первое и основное назначение
головного убора - знак сословия.
Люди разного происхождения и погребались по
разным обрядам. Дети земли - как сурки в норе (скрюченность, охра, зерна.
Для них цвета траура - багрово-желтый). Дети неба, как угасшее солнце.
Цвет их траура - черный.
>
________________________________________________________________________________________
|