.
          Звезды кургана 

     Солнце восходит, идет по небу, очерчивая в небе полукруг. Краснеет на закате. Исчезает. И темнеет мир. Выступают на куполе блестящие звезды. Смерть солнца - ночь, и это наблюдение ложится в основу тенгрианского погребального обряда. Оформился он и ярко проявился впервые - в Шумере. 
     Знак ночи в старошумерской письменности   купол неба и звезды. Он же означает понятия - тьма, чернота, смерть. Для детей неба цвет траура - черный. (Знак мог толковаться и как развитие предыдущего - опрокинутая чаша. Дождь, кропление.  Совмещение понятий смерть - кропление, дождь прочитывается в обычаях древних земледельцев, которые, вызывая дождь, приносили в 
жертву человека или, погребая  человека, кропили могилу водой. Философское уравнение - одно не возможно без  другого - решалось просто: если смерть причина, то кропление (дождь) - следствие, 
и наоборот). 
     По форме этого знака созидается архитектура погребения сына Неба - куполовидное. Магия знака была столь велика, что жрецы на первых порах стремились до мельчайших деталей повторить его в атрибутах. Тело Угасшего Солнца осыпалось искусственными звездами - множеством продолговатых бусинок из светлых 
драгоценных минералов и металлов. Они сплошной массой покрывают тела царей и цариц Шум«ера. Это очень важная особенность, черта определяющая уже тенгрианское захоронение. Археологи полагают, что все эти украшения цари и  царицы носили при жизни и унесли их с собой. Тогда надо признать, что и золотые 
маски (золото - металл заходящего солнца) тоже детали повседневной одежды  властителей. Бусы имели значение лишь как погребальные атрибуты. (Потом,  извлеченные грабителями из многочисленных курганов и склепов, они входили в  моду как туалеты и знаки власти живых царей. Бугровщики напяливали на себя  шитые золотом погребальные кафтаны с узкими длинными рукавами, из которых не  высунешь кисти. Они прорезали в районе локтя отверстия для рук и ходили так  волоча по полу концы рукавов. Как говорится, щеголяли спустя рукава. Невежды в  одеждах мертвых. И эти новые цари уже не брали с собой дорогих вещей в могилы.  Но все это потом. В Шумере же кафтаны погребальные еще не расшивали золотом) . 
     «Возле  руки царицы стоял красивый золотой кубок. Верхняя 
часть тела совершенно скрывалась под массой золотых, 
серебряных,  лазуритовых, сердоликовых, агатовых бус» (1). 
     Не только женщину уходящую украшали бусами. Тело усопшего царя было покрыто  «сотнями бусинок из золота и лазурита» (стр. 188). 
     В каракумском захоронении «звезды» победнее. «Особенно богатым оказалось погребение ребенка, шею и плечи которого охватывали нити бус, содержащих свыше  400 гипсовых, несколько серебряных и лазуритовых бусин» (2). 
     Эта традиция осыпания «звездами» сохранялась долго, до средних веков н. э. 
     В Чечено-Ингушетии несколько лет назад открыли погребение в подземной камере-катакомбе. 
     «Сотни разнообразных по форме и расцветке бусин оказались в ожерелье погребенной  женщины» (3). 
     В скифском захоронении на Северном Кавказе:  «...кости мужчины усыпаны бусами: бронзовыми (62 шт.), стеклянными и  сурьмяными - 263 шт., захоронение твердо датируется VI веком до н. э.» (4). 
     Уже в Шумере встречаются соединения бусин. Главная задача удержать звезды непосредственно на теле погребенного. 
     Египтяне усовершенствовали этот метод - они прибинтовывают мелкие драгоценности к телу. 
     «Трудно даже себе представить, какое невероятное количество украшений было  найдено на мумии. Под каждым слоем бинта обнаруживали все новые и новые  драгоценности... Этот юноша, этот семнадцатилетний фараон был буквально усыпан с  головы, до ног золотом и драгоценными камнями» (5). 
     Прочтя это сообщение я предположил, что и остальные мумии содержали такое же богатство. Отметил в карточке и отложил до будущих времен. И пожалел, что не  рискнул выступить. 
     Недавно в информации АПН: «Группа американских ученых из мичиганского университета в сотрудничестве с учеными ОАР обнаружила ценные сокровища в мумиях 29 египетских фараонов, которые хранятся в Каирском музее с 1898 года. Просвечивая 
мумии рентгеновскими лучами, ученые пытались получить 
дополнительные сведения о физическом развитии древних египтян. К удивлению ученых под слоем смолистого вещества, которым покрывалось после бальзамирования тело умершего, и внутри 
самих мумий, они обнаружили при просвечивании золотые браслеты, священные амулеты, инкрустированные драгоценными камнями... 
     - Это первая находка драгоценностей египетских правителей после открытия в 1922  году гробницы Тутанхамона, - заявил доктор Джеймс Харис, возглавлявший научную экспедицию. 
     Полагают, что находка ученых даст много новых сведений о культуре, искусстве и истории древних египтян» (6). 
     «Неожиданная находка ученых» - сколько в этом определении горечи. Неожиданно может открыть памятники культуры сторож музея Акрам-Боба, или экскаваторщик Ахмет-ага, копнувший не в том месте. 
     Пока громадный накопившийся в разных странах, случайно найденный археологический материал не обобщен теорией, археология не выйдет за пределы землеройного ремесла, и мы будем время от времени читать в газетах сенсационные сообщения, начинающиеся со знаменательной фразы «к великому удивлению ученых было обнаружено...» 
    

Алтайские и иссыкские погребальные костюмы (камзол) - высшая стадия развития шумерской идеи - «золотые бусы - звезды  на  теле  царя - заходящего солнца». 
     Впервые встречается такое «специфическое» платье в каракумском погребении. 
     «Вряд ли такое платье, расшитое лазуритовыми бусами, было повседневным, скорее всего, оно было специально сшито для погребения» (7). 
     В более поздних алтайских курганах (начало н. э.) погребальная одежда изготовляется из китайского «блестящего» материала - шелка. 
     Но в ранних (VII-V века до н. э.) шелковым халатам предшествуют меховые, расшитые «золотыми бусинами». Причем, количество этих псевдозолотых псевдобусин достигает уже нескольких тысяч. 
     В Катангинском кургане, благодаря мерзлоте, образовавшейся в этой могиле, хорошо сохранился халат на меху. Мех окрашен в зеленоватые и красные тона (шумерскке цвета смерти и воскрешения) и выложен узором по типу инкрустаций. Халат отделан полосами кожи с нашитыми на него «пуговицами» (8) - «листовое золото, обтягивающее  деревянную и кожаную основу» (9). 
     Е. С. Видонова, изучавшая детально этот халат отмечает: «Оформление халата потребовало, видимо, много рук и самых разнообразных мастеров-техников. Так, по приблизительному подсчету одних пуговиц (на деревянной основе) было накреплено 
до 8000». 
     Там же: «...покрытых золотом квадратиков из кожи более крупного размера, чем «деревянных» - около 1000 и более мелких свыше 2000. Все это делалось для одного лица». 
     Все более изощренней и воздушней становится обряд. Грубая шумерская вера, выраженная сотнями бусин литого полновесного золота и камней чистой воды, заменяются в алтайском обряде формальными бусинами (хотя количество их неизмеримо возрастает). Слабеет вера, утончается золото. Главным становится внешний блеск, основа - бытовой материал. (Не так ли в средние века китайские вдовы увильнули от варварского обычая предков, требовавшего самосожжения на «костре господина», сжигая вместо себя женские фигурки, вырезанные из бумаги?) 
     «Непрактичность» алтайского золота на камзоле подчеркивает и «непрактичность» самого одеяния. Халат имеет «длинные, чрезвычайно узкие рукава, вероятно, декоративного назначения, так как трудно представить, чтобы в такие рукава можно было продеть руки» (10). 
     ...Юноша из Иссыкского кургана был облачен в кожаное одеяние с нашитыми на него более чем 4000 золотых бляшек. На голове он имел золотой «шлем» с навершием в виде литого из золота горного козла. (Рогатые животные - солнечные божества в Шумере). Талию его перехватывал широкий золотой пояс. По одну сторону от него 
 лежал бронзовый меч с золотой рукояткой, у руки - серебряная чаша с надписью. Вспомните описание захоронения шумерского царя. Основные знаки совпадают: 1) шлем из электра (сплав золота и серебра), 2) широкий серебряный пояс, 3) усыпан золотыми бусинами, 4) две золотые чаши с надписями. Если учесть, что между ними почти 2 тысячелетия, то совпадения основных метафор погребальных формул можно считать почти буквальными. (В лингвистике такое соотношение назвалось бы  диалектическим отличием живой формы от праформы). 
     ...Мне извесген лишь один литературный памятник, где описана форма тенгрианского  обряда, где участвует чаша с огненным вином («синее вино»), купол ночи («черная  паполома»), и звезды («крупный жемчуг»). Это «Слово о полку Игореве». 
     Еще не знающий о поражении брата Игоря, великий князь Киевский Святослав  Всеволодович «мутный сон» видит, в котором ему на грудь сыплют жемчуг,  покрывают паполомой и черпают ему огненного вина. 


          Примечания:

1. Церен Э. Библейские холмы. М., 1966, стр. 180. 
2. Сарнаниди В. И. Тайны  исчезнувшего искусства Каракумов. М , 1967, стр. 36. 
3. Виноградов В. Тайны минувших времен. 1965, стр. 156. 
4. Там же, cтp. 61. 
5. Керам К. Боги, гробницы, ученые. Москва, 1963, стр. 195. 
6. Сагайдак С. Неожиданная находка ученых, газета «Казахстанская правда», 30 
    января  1971 г. 
7. Сарнаниди В. И. Тайны  исчезнувшего искусства Каракумов. М , 1967, стр. 36. 
8. Мы предпочитаем термин «бусина». 
9. Видонова Е. С. Катангинский халат. Труды Гос. Исторического музея.
    Выпуск VIII,  сборник статей по археологии, стр. 170. 
10. Там же, стр 170.  

<.....................................>

_______________________________________________________________________________________
п